25 ноября/ 06:10/ / МИР
Ученые обнаружили 700-летнюю ошибку, изменяющую представление о величайшей пандемии в истории человечества
Новые исторические исследования поставили под сомнение установившееся представление о происхождении и распространении Черной смерти, которая опустошила Европу в XIV веке. В течение сотен лет историки считали, что пандемия чумы началась в Китае, затем быстро прошла через Азию и достигла Европы примерно в 1347 году, преодолев более 5000 км менее чем за десятилетие. Однако новое исследование, опубликованное в Journal of Arabic and Islamic Studies, доказывает, что это представление базировалось на ложном источнике — художественном произведении, а не историческом документе.
Ученые установили, что ключевым источником так называемой «теории быстрого распространения» был арабский макама — поэтически-прозаический рассказ сирийского автора Ибн аль-Варди, написанный во время вспышки чумы в 1348-1349 годах. Это произведение, носившее литературно-аллегорический характер, веками воспринималось как истинное свидетельство о ранних этапах эпидемии. На самом деле Ибн аль-Варди описывал чуму как «странствующую силу» или «посланника смерти», а не как конкретное географическое событие.
Ошибочная трактовка маками привела к формированию ложной исторической модели, которая впоследствии проникла даже в современные научные работы — в частности, в генетические исследования бактерии Yersinia pestis. Они строили свои временные линии на предположении о быстром распространении инфекции из Центральной Азии (район озера Иссык-Куль) в Европу, что оказалось результатом литературного недоразумения.
Авторы отмечают, что Ибн аль-Варди не был единственным, кто использовал этот стиль. Похоже, писали другие арабские интеллектуалы — аль-Сафади и аль-Макризи. Их тексты следует рассматривать не как исторические записи, а как культурные свидетельства того, как люди средневековья осмысливали смерть, страх и божественное наказание во время катастрофы.
Новое исследование не отрицает факт пандемии, которая забрала до половины населения Европы, но предлагает переосмыслить ее темпы и маршруты. В то же время оно открывает новый взгляд на то, как средневековые общества реагировали на массовые бедствия через искусство, религиозную символику и метафорические рассказы, которые впоследствии были восприняты как факты истории.
