суббота

28 марта

2020 г.

Feed icon 14x14 Сообщить новость

11-Feb-2020 11:34

"Южная правда", № 11 (24036)

КУЛЬТУРА (статья)

Легенда о Тиле. Времена не выбирают, в них живут и умирают...

8099

Когда-то режиссер Александр Сокуров заметил: «Сделать театральный спектакль гораздо сложнее, чем снять кино». Прекрасная иллюстрация этого изречения - сложная, многоплановая, грандиозная премьера «Легенда о Тиле» на большой сцене Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии (режиссер Максим Голенко). Этот спектакль масштабен как по продолжительности (3 часа), так и по количеству занятых актеров (32 человека). Художником-постановщиком выступила Олеся Головач (Ивано-Франковск), пластическое решение предложила заслуженный работник культуры Украины Елена Хижняк.

С пектакль поставлен по пьесе Григория Горина, написанной в 1970 году  по мотивам романа Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле» (1867 год) и фламандских легенд. Образ Тиля Уленшпигеля - бродяги, плута и балагура начал складываться в немецком и фламандском фольклоре XIV века. Вольный и независимый духом юноша постоянно обводит вокруг пальца власть и духовенство, одурачивает врагов и веселит друзей, переворачивая с ног на голову миропорядок патриархального феодального мира.

Мифический дух Фландрии прекрасно прижился в современных реалиях. «Легенда о Тиле»  от Голенко - метафизическое отражение современности. Все про нашу, современную жизнь, про события на востоке Украины… Через нарочно искаженную «призму». В режиссерском языке Голенко каждый раз присутствует что-то «потусторонне-пробирающее». И оно снова явилось публике…

Итак, темные времена инквизиции... Свободолюбивые и жизнерадостные фламандцы под властью испанского короля. В семье угольщика Клааса родился сын Тиль по прозвищу Уленшпигель. И суждено ему было стать героем легенд и «странствовать по белу свету, славя все доброе и прекрасное и над глупостью хохоча до упаду». Острое перо сатирика Горина, отточенное в советских реалиях, пронзает не только темное прошлое средневековой Фландрии, но и настоящее... «Народное» голосование за «быструю» казнь против «медленной» невиновного человека довольные сограждане считают победой, вместо того чтобы бороться за отмену осуждения. Любая власть желает иметь послушное молчаливое большинство, но «время такое временно, героем страна беременна», и однажды вдруг появляется бунтарь, который будоражит низы и лишает спокойствия верхи. Кто же еще, кроме героя, может называть вещи своими именами и вступаться за справедливость? 

Не так важно, о какой именно стране идет речь: о Фландрии или об Украине, важна сама тема борьбы угнетенной нации за независимость. Такая борьба - это всегда конкретные люди, и стремление к свободе сначала должно зародиться в душе отдельного человека, личности, только тогда на борьбу может подняться весь народ. И такие люди, которые не приемлют никакого угнетения - ни политического, ни нравственного, рождаются в любую эпоху...

Тиль в исполнении актера  Михаила Юрченко (в другом составе Дмитрий Гедз) - удивительное сочетание жизнелюбия, шутовства, даже «карнавальности» с обостренным чувством справедливости. Зрители видят, как в юноше постепенно произрастает потребность в правде, проистекающей из острого неприятия человеческой жестокости, глупости, подлости и мракобесия. Примечательно, что во Фландрии (читай, Украине) женщины оказываются сильнее и мудрее мужчин. Девушке Неле (актриса Тамара Лукаш), полюбившей раз и навсегда, приходится заранее прощать все непутевости Тиля и в итоге быть сильнее героического суженого. 

Сооткин (заслуженная актриса Украины Людмила Баранова) не только рожает стране национального героя, но и воспитывает его свободным человеком, терпит его выходки и без слез отпускает в дальний путь: надо, значит надо... С таких женщин скульпторы обычно лепят «Родину-мать». Дуэт родителей Тиля получился живой, естественный, полный правды честно прожитой жизни и любви друг к другу, о которой глазами говорят больше, чем словами… Когда палач (актер Виктор Маруженко) уводит мужа Сооткин - честного угольщика Клааса (актер Олег Мамыкин) на казнь, верная жена потрясает своей выдержкой. Сильнейший эпизод спектакля тот, где она шлет проклятие предателю Рыбнику… 

Сам Рыбник (заслуженный артист Украины Павел Чирва) вовсе не считает себя негодяем: это все проклятое время виновато в том, что ему приходится закладывать друзей-соседей! В спектакле он этакий «мальчиш-плохиш», претендующий на награду в виде половины их имущества. «Сейчас-то инквизиция! Костры, плахи... Где ж тут талантливому человеку развернуться? Время такое…» - сетует  Рыбник. Низости этого негодяя нет предела, она настолько безгранична, что заменяет ему весь мир, включая религию. Один из самых сложных образов - Каталина (актриса Светлана Любенец). Пройдя страшные пытки инквизиции из-за клеветнических наветов Рыбника, Каталина превращается одновременно в сумасшедшую и почти святую. Актер Александр Маглеванный убедительно сыграл Профоса, самоуверенного вальяжного «чинушу». В спектакле есть и забавные герои. Верный дружище Тиля Ламме (артист Николай Тамарянский) своим добродушным видом и незатейливым юмором оживляет их бродячий дуэт. А самая комичная и одновременно зловещая пара спектакля - августейшие особы, похожие на карикатуры: король Филипп, в котором легко угадывается Путин (актер Максим Руденко) и королева Мария (эпизод искрометного фарса от актрисы Татьяны Винник).

Каждый персонаж спектакля на своем месте, все актеры заслуживают искренней похвалы:  заслуженные артисты Украины Александр Щесняк и Андрей Жила, Инна Леонтьева, Сергей Правдюк, Кирилл Полторак, Александра и Евгений Студзинские, Эдуард Руденко, Олег Балашов, Наталия Рыжкова, Александр Галабурда, Иван Знахаренко, Юрий Тихонов и Иван Гобокан. Великолепна массовка, ярко и натурально воссоздавшая все «прелести» средневековой жизни. Оригинальные костюмы и затейливый грим еще больше подчеркнули характеры героев. 
«Легенда о Тиле» побуждает не только смеяться и сопереживать, но и задуматься о вечном - о любви, о выборе, о смерти, о свободе и о совести... О том, как прогрессирует зло, как постепенно оно захватывает окружающий мир.

Возможно, для авторов «Легенда о Тиле» - даже не гимн герою, это, скорее, тоска по герою. Тоска по тому, чего сейчас нет, по чему-то чистому, светлому, честному, романтичному... Это история об идеальном гражданине и прекрасном бунтаре, о том, c кем бы хотелось быть в одной компании, дружить, сидеть за одним столом, мечта о том, за кем хотелось бы идти. Мечта во многом несбыточная, но очень важная в наше время. Легенда о Тиле будет жить, пока в нем нуждаются люди, пока на Земле не наступит, наконец, мир и не придет покой.
 

Игорь ЕРМОЛАЕВ. Фото автора.