воскресенье

23 февраля

2020 г.

Сообщить новость

06-Feb-2020 12:15

"Южная правда", № 10 (24035)

КУЛЬТУРА (статья)

Звездная плеяда

P110024121

Выставка «Зоряним шляхом», развернутая в большом зале областного художественного музея имени Верещагина, включает произведения трех самых титулованных николаевских мастеров. Михаил Ряснянский (1926 - 2003), Николай Бережной (1938 - 2015), Андрей Антонюк (1943 - 2013) были удостоены почетного звания Народный художник Украины, и образцы их творчества, вошедшие в музейное собрание стали частью национального достояния страны. 

 

 

Живопись и графика экспозиции отражают творческие достижения и время, в котором каждый из них прошел свой путь к признанию.

Михаил Ряснянский приехал в наш город в 1970 году уже состоявшимся художником и педагогом. Профессиональное образование он получил в Ростовском художественном училище и с отличием окончил Киевский художественный институт. Преподавал и занимался творческой деятельностью в Черкассах, Кишиневе и Киеве. Николаевский период оказался наиболее продуктивным. Было написано множество тематических картин, портретов и пейзажей, велась общественная работа в обществе «Мемориал», в городском комитете ветеранов войны и труда. Его мастерскую называли «Академия № 18». Там воплощались замыслы, юные дарования постигали азы, молодые получали наставления и советы. Среди его воспитанников – Ольга, Юлия и Дмитрий Артым, Надежда Пинчук, Владимир Бандалиев и многие другие ныне известные живописцы, для которых Михаил Алексеевич был авторитетом и духовным учителем. Щедрости души хватало на все: бескорыстно учить, консультировать, вдохновлять, дарить свои творения.

Более 30 произведений, которыми располагает музей, ярко характеризуют мастерство и приоритеты автора, чье искусство органически связано с жизнью и событиями XX века. В 1943-м Ряснянский добровольцем ушел на фронт, а спустя десятилетия написал картину «Это мы, старики?», пронизанную воспоминаниями о войне и радостью празднования Дня Победы. Ратное дело и мирный труд – это темы большинства работ, среди которых «Служба», «В засаде», «По следу» и «Строится АЭС». На полотнах достоверны и сюжеты, и персонажи. Значительную часть наследия художника составляют портретные изображения знаменитых украинских поэтов и писателей, однополчан – ветеранов 108-й гвардейской стрелковой дивизии и людей разных профессий. Подкупают естественностью портреты сына Ярослава («Вождь краснокожих»), музыковеда Кресиной, повара-кондитера Щербанюк, каменщика Шпоняк и иных рядовых тружеников, образы которых символизируют ушедшую эпоху в истории искусства и страны. Эпоха созиданий, побед, оптимизма и заблуждений была противоречивой, но художественными достоинствами полотен военно-патриотических, светлых и человечных мы не можем не восхищаться.

В этом году Николаевская областная организация Союза художников отметит 50-летний юбилей. К формированию этого уникального творческого объединения причастны мастера изобразительного искусства различных художественных школ и регионов бывшего СССР. Талантливый график и организатор Николай Бережной из Омска энергично взялся за дело и в течение 19 лет возглавлял сообщество профессионалов. Забот хватало, но индивидуальный творческий процесс не прерывался. Одна из первостепенных задач, стоящих перед художником-реалистом, – рассказать о своем времени. Бережной справился с ней блестяще. Серии «Годы войны», «Север -юг», «Корабельный край», «По Югославии» рассказывают о многом. В пастелях, акварелях, в рисунках углем показана мощь индустрии Николаевщины («Судостроительный завод», «На стапеле») и Сибири («Утро на Красноярской ГЭС», «Терриконы. Кузбасс»), красота природы северных широт и южных, архитектурный облик городов Дальнего Востока («Владивосток. Розовая улица») и дальнего зарубежья  («Сплит», «Белград. Центр»).

Графике 70 - 80-х присуща строгость композиций, линий, колорита. Таков был и характер личности - целеустремленной, волевой. О Николае Федоровиче говорят как о человеке, совершившим жизненный и художественный подвиг. После тяжелого недуга, когда пришлось забыть о богатейшем опыте работы с акварельными красками, он придумал свою авторскую технику и изменил мотивы творчества, открыв в самом себе дар лирика. Появились «Ступени к храму», «Тихие воды» и «Лесные кружева» с тонкой вязью цветения. Вернувшись в искусство, мэтр смог удивить количеством новых прекрасных работ, участием в пленэрах международного творческого объединения «Спокуса», организацией выставок в Николаеве и столице. Так состоялось второе открытие Николая Бережного.

Им заинтересовался Фонд интеллектуального сотрудничества «Украина – XXI столетие», он стал государственным степендиатом, получил золотую медаль  Национальной академии искусств за выдающиеся научные и творческие достижения в области художественной культуры. А первой из многочисленных наград был приз за картину «Весной», которую представил на конкурс 15-летний паренек – студент Краснодарского художественно-педагогического училища.

Звание народного Андрею Антонюку присвоили в 2007 году. К официальному признанию путь художника-бунтаря был не простым. Творчество, в котором реальное под влиянием эстетики модернизма, экспрессионизма и наивного искусства трансформировалось в самобытные живописные образы, советские функционеры особо не жаловали. Но он отстоял право на свободу самовыражения, сохранил свой уникальный стиль, признанный символико-реалистическим украинским мифологизмом. Круг тем тоже остался неизменным. «Моя біографія – то мої картини.

Химерні чи реальні, хороші чи погані, – судити не мені. Але вони – перед вами, як душа митця перед лампадою», - говорил Андрей Данилович. В картинах-исповедях его убеждения, раздумья, глубокая духовность («Бог у всьому», «Вечірня молитва») и почитание традиций, унаследованных от дедов-прадедов («Коляда», «Великдень»). Он обращался к дохристианской праукраинской культуре («Біля води-Дани», «Дажбог»), страницам вечной Книги Книг и героическому прошлому народа («Гайдамаки», «Україна-Русь непереможна»). Художник, одаренный исключительным воображением, возвышал обыденное до уровня сакрального и вел философские беседы со Вселенной («Розмова з Всесвітом»). Для него она начиналась из маминой хаты у берегов Синюхи на Первомайщине, «з обійнятих любов’ю літ на Богополі». Родная земля была чистым и неиссякаемым родником, дарующим силы и вдохновение. Горит, не угасая, «Лампада над Синюхою» и продолжается жизнь других творений великого «Маляра з Божого поля». Они не оставляют равнодушным тех, кого радует «Світло весни», кто понимает скорбь и мудрость «П’єьти» и ищет ответ на вопрос «Учителю, хто ми?».

Сезон 2020-го верещагинцы открыли мощной выставкой. «Зоряним шляхом» - это 70 произведений. Их стоит увидеть и добрым словом вспомнить Ряснянского, Бережного, Антонюка.

Наталия СМИРНОВА. Фото автора.