воскресенье

23 февраля

2020 г.

Сообщить новость

30-Jan-2020 10:37

"Южная правда", № 7 (24032)

ЭКОНОМИКА (статья)

Зачем опять банкротят «Океан»?

Picture2 nikolaevskij sudo 351680 p0

Чуть больше года назад появилась надежда, что самая новая верфь Николаева - судостроительный завод «Океан» - начнет стабильно работать и потихоньку вернется в число успешных предприятий. Однако в начале января всех поразила новость о том, что скандально известный Печерский районный суд г. Киева наложил арест на имущество завода. Причина - расследование уголовного производства о доведении до банкротства, открытого еще в марте 2014 года. Наши сограждане хорошо понимают, что подобные решения не сулят ничего хорошего ни предприятию, ни работающим там людям. Так какова же дальнейшая судьба «Океана», который только начал подниматься с колен? Этот вопрос не может не волновать горожан, ведь с ним связана целая эпоха жизни города. 
Как известно, «Океан» специализируется на строительстве и ремонте контейнеровозов, танкеров и других судов водоизмещением до 350 тысяч тонн. Ему принадлежит земельный участок площадью около 100 гектаров и участок водной акватории площадью 42 гектара. Общая длина достроечных набережных превышает 600 метров. К тому же сегодня он является одним из градообразующих  предприятий Корабельного района города.


С приходом россиян «Океан» обанкротился

Вначале немного предыстории. Экономический спад 90-х привел к тому, что «Судостроительный завод «Океан» оказался «на лопатках». Долгожданный «лучик света» появился в 2000 году, когда предприятие было приватизировано - его собственником стал голландский концерн «Damen Shipyards Group». В результате за период с 2000 по 2006 год на предприятии было построено 55 судов для заказчиков из Украины, Германии, Англии, Норвегии, Нидерландов. Среди них полнокомплектные контейнеровозы, балкеры, танкеры-химовозы и т. д.
В 2006 году собственником предприятия становится норвежская фирма «Акер Ярдс АСА». И с 2006 по 2008 год тут построили еще 13 судов. Но, как говорится, не долго музыка играла. Уже осенью 2008 года 70% акций завода покупает российский фонд FLC West. С этого момента тут начинается спад производства: строятся, в основном, несамоходные баржи, земснаряды, понтоны и 
т. д. Одновременно осуществляется переход на судоремонт. Следует напомнить, что по сравнению с полнокомплектным танкером или даже балкером, эта продукция является менее технологичной, а, следовательно, на ней меньше можно заработать. Оно и понятно: россияне стремились более выгодные заказы забирать себе. 
Ориентация на дешевые заказы вскоре дала о себе знать - финансовое положение предприятия ухудшилось. А далее, выжав с «Океана» по максимуму, представители РФ начинают банкротить завод. А зачем российским верфям нужен конкурент? У них к тому времени и своих проблем хватало - высокая себестоимость привела к тому, что даже российские судовладельцы начали все больше судов заказывать в странах Азии.
И вот в ноябре 2013 года, когда в Киеве уже стоял Майдан, Хозяйственный суд Николаевской области признал «Океан» банкротом. Сделано было это по ходатайству фирмы, близкой к олигарху Вадиму Новинскому, известному своими прокремлевскими симпатиями. Потом на имущество завода был наложен арест, и работа там  практически остановилась.
Далее следует целая череда судебных разбирательств, и только в 2018 году суд снимает арест с имущества «Океана». А уже в декабре того же года завод продают с аукциона за 122 миллиона 195 тысяч гривень. Это была третья попытка его продажи. Первые две не состоялись из-за банального отсутствия желающих его купить. Новым владельцем стал директор компании ООО «ТД» Аннона» Игорь Волошин из Николаева. Его связывали с известным бизнесменом Василием Капацыной.

Восстановление производства и опять «наезд»

По утверждению арбитражного управляющего Ирины Сербин, которая проводила аукцион по продаже целостного имущественного комплекса (ЦИК) судостроительного завода, «торги были проведены в полном соответствии с законом, вся сумма в 122 миллиона гривень была полностью уплачена. Оформление собственности также было проведено по процедуре, определенной законодательством».
Более того, при покупке завода новый владелец не только пообещал возобновить производство, но и рассчитаться с многолетними долгами по зарплате в размере 96 миллионов гривень. И слово свое сдержал - люди получили деньги.
В 2019 году началось возрождение производства, появились новые заказы. Сегодня судостроительный завод «Океан» строит два несамоходных судна для нидерландской компании Eurobulk. Выполняются контракты по ремонту и модернизации судов. Идут переговоры о получении других заказов. На предприятие начали возвращаться специалисты, сегодня здесь уже работают более 700 человек. Также планировалось привлечь предприятие к выполнению оборонного заказа для Украины. 
И вот 13 января 2020 года Печерский райсуд Киева «с подачи» Офиса генпрокурора арестовал все имущество завода «Океан». Сделано это было в рамках уголовного производства по факту доведения предприятия до банкротства и незаконного завладения его имуществом. 
Василий Капацына уверен, что данный арест имущества - не что иное, как хорошо «спланированная спецоперация российского ФСБ и их людей в Украине», которая проводится, в том числе и руками представителей Офиса генпрокурора Украины. Ее цель - уничтожение единственного значимого отечественного судостроительного актива. 
По информации экспертов, растиражированной СМИ, в материалах Офиса генпрокурора фигурирует некий И. Игнатов. «Злые языки» утверждают, что он связан с организованной преступной группировкой под названием «Капитошка» и одновременно сотрудничает с ФСБ, а в бизнес-кругах он известен своими связями с российским олигархом И. Юсуфовым.
Вместе с тем, и по версии следствия и, по мнению большинства экспертов, именно Юсуфов был фактическим собственником завода с 2008 года. И именно его команда начала процесс доведения предприятия до банкротства.
Также есть информация о том, что ряд офшорных компаний подали иски в европейские и украинские суды с целью завладеть «Океаном». Среди них и кипрские фирмы «Пойзантер холдінгз лтд» и «Бельмонт індастріз інк», которые близки к Юсуфову. Но в солидных европейских судах им светит перспектива непредвзятого разбирательства, в отличие от отечественных.


Удар по имиджу

А какова же реакция на эту проблему представителей власти? Четкого ответа пока нет. Например, спикер ВР Дмитрий Разумков во время недавнего визита в Николаев заявил, что «проблема судостроительного завода «Океан» должна быть решена с учетом интересов инвесторов». О ком идет речь? Ведь формально и Юсуфова, и Капацыну можно назвать инвесторами, но вот только находятся они по разные стороны баррикад.
Глава Николаевской облгосадминистрации Александр Стадник своим видением данной проблемы с николаевцами так и не поделился. Вместо этого он посетил Офис генпрокурора, где, как он сам написал на своей странице в Фейсбук,  «благодарен, что Генеральная прокуратура держит вопрос на контроле. Для нас важно, чтобы все, кто причастен к искусственному доведению до банкротства и незаконным действиям с имуществом предприятия, были наказаны согласно действующему законодательству». У многих сложилось впечатление, что губернатор, вместо того чтобы отстаивать завод, подыгрывает Генпрокурору.
Более предметно по данному поводу высказался городской голова Николаева Александр Сенкевич. По его словам, арест целостно-имущественного комплекса судостроительного завода «Океан» в Николаеве по инициативе Генпрокуратуры - это удар по бизнесу и непоправимый вред репутации от собственного государства.
«Мы получили удар - и не от какого-то там государства-агрессора, а от своей же страны. Это фактически вновь останавливает его работу, срывает все начатые многомиллионные проекты и, что не менее важно, наносит большой ущерб репутации и имиджу перед зарубежными партнерами, клиентами и заказчиками как предприятия, так и всей страны», - сказал Сенкевич.
По его мнению, одна государственная рука говорит - делайте все, чтобы бизнес работал, а вторая параллельно этот бизнес уничтожает. «Люди на свой страх и риск покупают предприятие с кучей многолетних долгов и проблем, в короткие сроки решают их, и, наконец, запускают завод в работу, возвращают людей на предприятие, получают заказ... У правоохранительных органов могут возникать вопросы к любому, но, насколько мне известно, Генпрокуратура даже не позволила объясниться владельцам завода. Так ли необходимо было в этих условиях идти в суд и принимать решение об аресте имущества предприятия, является ли это в интересах государства - уничтожать таким образом растущий бизнес?», - вопрошает городской голова.
Он также обратился в Офисы Генпрокурора и Президента Украины с просьбой «не мешать и не быть врагом бизнеса нашей страны, людям, которые приносят государству деньги».
По мнению председателя Николаевского обкома профсоюза работников судостроения Владимира Смелова, арест имущества завода, как минимум, грозит имиджевыми потерями. А, как вы сами прекрасно понимаете, это ослабит позиции предприятия на переговорах с потенциальными заказчиками.
Но вполне реален и худший вариант. Ведь не секрет, что в последнее время позиция Украины по отношению к РФ стала менее твердой. И Кремль, видя это, пытается добиться больших успехов, нанеся максимум ущерба национальным интересам Украины. А в данном случае, это будет означать, что завод «Океан» обанкротят и снова остановят, а 700 человек окажутся на улице. После этого на николаевском судостроении уже можно будет поставить крест. Ибо вряд ли снова найдутся желающие вложить деньги в его развитие.

 

    Александр  МИРОШНИЧЕНКО.