среда

22 января

2020 г.

Сообщить новость

10-Jan-2020 15:57

КУЛЬТУРА (статья)

Миссия Анатолия Завгороднего

5

Культурная жизнь Николаева второй половины прошлого и начала нынешнего века неразрывно связана с именем Анатолия Завгороднего. Он стоял у истоков формирования областной организации Союза художников и создал уникальную летопись времени. Спустя десятилетия произведения, рассказывающие о жизни и природе нашего города и края, не утратили своего значения. В декабре к 90-летию со дня его рождения музей имени В. В. Верещагина провел мемориальный вечер и презентацию выставки «Гений морской стихии» в рамках цикла «Легенды Николаева».

Анатолий Завгородний ушел из жизни, оставив яркий след в искусстве и светлые воспоминания в сердцах людей. Высокопорядочный, честный, толерантный, деликатный – так с искренней теплотой говорят о нем друзья и знакомые. Коллеги называют его гением лиманской волны и гуаши. Художник разных жанров работал с акварелью, писал масляными красками, но больше всего ему нравилась гуашь. В технике, для которой требуется особый подход и колористическое чутье, он преуспел, владел ею в совершенстве и мало кто сравнится с ним в изображении корабельной и морской романтики.

В Николаев Завгородний приехал в 1947 году. В 50-х вступил в Товарищество художников, избрав своей миссией реалистичное отображение трудовых будней и важных событий. «Спуск первого корабля «Святой Николай», «Корабль науки «Академик Сергей Королев», «Танкер «Князь Потемкин» на стапеле», вошедшие в триптих «Николаев – колыбель Черноморского флота», серия «Николаев – корабельный край», охватывающая период 1968 - 1978 годов, – не просто ретроспекция. В этих и многих других тематических картинах прослеживается история развития николаевского судостроения. Как отмечает директор музея Сергей Росляков, они воплощают духовную суть нашего города и свидетельствуют об ушедшем в прошлое. Сегодня производственная тематика исчезла и идея Тараса Креминя собрать в единую коллекцию творческое наследие мастера достойна поддержки и воплощения.

Художник любил свое дело, город, чей облик формировали верфи, корабли и яхты. Умел совместить и показать мощь индустрии и лирику души. В белесом мареве знойного дня, за огромными кранами виднеется «Утомленное солнце». В «Ночной смене» над темной водой сияют словно звезды заводские огни. «Певец корабельного края» чутко воспринимал земную красоту. Взволнованное «Море» с белыми гребешками волн. Прекрасны «Яхты на Стрелке» в серо-голубых тонах и серебристо-солнечных бликах. У «Лимана» и «Очаковских берегов», где шумит прибой, возникает иллюзия полной реальности. В картинах все правдиво, и за  каждым сюжетом стоит своя история наблюдений и встреч в заводских цехах, на полевых станах и Кинбурне. Мастер проникновенно передавал в пейзажах своеобразие нашего юга и впечатления о дальних поездках. Он путешествовал и делал зарисовки «На пути к Аралу», в Гурзуфе и городах-героях бывшего СССР, создал серии «По Венгрии» и «По Италии», совершенные по композиции и колориту.

Анатолий Завгородний был наделен талантами, получил признание и высокое звание «Заслуженный художник Украины». В искусстве графики, живописи и фортепианной игры достиг успехов своей целеустремленностью и неустанным трудом. Еще при жизни на выставке «Прошлое – будущее» Анатолий Петрович от имени художников своего поколения сказал: «Нам не нужны фанфары, только память и внимание». Помню, не забываю и в музейном зале снова очарованно смотрю на экспрессивно-музыкальный «Си диез», на дождь, обычный «Дождь в Венеции», любуюсь яхтами и «Парусами», в которых радость солнцу, ветру, бытию.

    

Наталия СМИРНОВА. Фото автора