среда

11 декабря

2019 г.

Сообщить новость

20-Nov-2019 13:37

"Южная правда", № 87 (24015)

КУЛЬТУРА (статья)

«Спокуса» дарит красоту

P1090906 3

Творческому объединению «Спокуса» исполняется 25 лет. Художники зрелые и молодые, украинские и зарубежные, представляя свое творчество зрителям, сумели влюбить в искусство многих. О прошлом, настоящем, о том, каким будет продолжение проекта, рассказывает руководитель Александр Ус.


- Александр Александрович, давайте вспомним самое начало. И как случилось, что вы решили заняться продвижением искусства, не имея к нему прямого отношения? К тому же это было время кардинальных перемен.
- В 90-е вместе с распадом Союза рухнули механизмы, которые определяли функционирование советской художественной системы, и переход в новый формат был непростым. Художники лишились госзаказов, оплачиваемых творческих поездок, поддержки в организации выставок и пленэров. Когда группе Олега Приходько понадобился транспорт для поездки на натуру, я помог, и этот случай стал толчком к дальнейшему сотрудничеству. Моя профессия – экономист, а интерес к художественному творчеству сформировали, наверное, традиции семьи. 
- В истории «Спокусы» есть не только имена знаковых фигур украинского изобразительного искусства. Что для вас приоритетней – привлечение именитых или молодых? 
- Если говорить о принципе отбора, то обязательны профессионализм и стремление к нему. Проект начинался с известными, самобытными мастерами – президентом Национальной академии искусств Украины Андреем Чебыкиным, Михаилом Гуйдой, Николаем Компанцом, Алексеем Кожековым, Николаем Бережным, Владимиром Колесниковым. Но мы задекларировали открытость, развитие и в дальнейшем, с приходом  художников нового поколения, он стал разнообразней и насыщенней. «Спокуса» создавала хорошие условия. На творчество влияли симпозиумы в гурзуфском Доме творчества, где обменивались опытом, путешествия по Европе, поездки в Турцию и Абхазию. Изначально задачи ставились высокие, и мы гордимся достигнутым. Мария Тертичная, Анна Васькевич, Алла Волобуева, Инна Пантелемонова сегодня в авангарде художников активно действующих, самодостаточных и узнаваемых по стилю. Нельзя не сказать о тех, кто на протяжении многих лет определяет высокий уровень искусства в экспозициях «Спокусы», - это киевляне Виктор Шульга и Владимир Колесников-младший, Андрей Гук (Кривой Рог), Николай Грималюк (Львов), Игорь Хилько (Черновцы), Юрий Гуменный (Николаев) и многие другие.
- Выставки прошлых лет, посвященные дальним странствиям, имели зрительский успех. На проведение пленэров в Украине, не говоря уже о зарубежье, нужно откуда-то брать деньги. Как в настоящее время обстоят дела с меценатами, спонсорами?
- Финансирование по-прежнему актуальный вопрос нашей деятельности. Если государство усовершенствует законодательство и сделает налоговое снисхождение благотворителям, которые помогают отечественной культуре, будет проще. В прошлые годы нас поддерживали «Нибулон», НГЗ, средний бизнес и имелась мощная база в Крыму. Теперь идет перезагрузка, приходится искать новые локации и партнеров. Работаем небольшими группами на Кинбурне, в Западной Украине и Одессе. Хотелось бы создать Всеукраинский центр пленэрной живописи в  Грушевке с соответствующей инфраструктурой и музей современного искусства, которые улучшат имиджевый образ Николаева. Решение «быть или не быть?» зависит от воли областного руководства.
- «Спокуса» - не проект-однодневка. Из года в год объединение демонстрирует высокий художественный потенциал и качественное современное искусство. Насколько эффективна коммерческая составляющая проекта? 
- Художественная деятельность требует вложений, и одной радостью картину не напишешь. Продажи есть, но мы не можем выйти на самоокупаемость. Украинский артрынок развивается медленно, и этому есть целый ряд причин. В стране только два аукционных дома, и они работают с одними и теми же художниками. Сказывается нехватка галерей и артдилеров, от которых зависят известность и  успешность превращения произведений искусства в товар. Художник должен написать картину и думать о другой, а не искать тех, кто готов инвестировать. Рутина убивает.
- Все может измениться к лучшему. Не так давно министр культуры Владимир Бородянский сказал: «Я хочу, чтобы государство могло предложить своим художникам поддержку и защиту...».
- Ожидая перемен и улучшения общей экономической ситуации, мы рассматриваем одно из конкретных предложений. Идут переговоры и согласования с мэрией китайского города Вэйхай. Наша сторона гарантирует  высокие стандарты, китайская – пленэр, оформление и продажу 80 - 90% работ. В Поднебесной проявляют большой интерес к традициям нашей академической школы, и украинская живопись продается хорошо.
Покупают не только богатые и сверхбогатые люди. Уровень жизни растет, и теперь страна в лидерах мирового артрынка по количеству аукционных домов, активно посещаемых выставок-продаж, покупок и их стоимости.
- Желаю, чтобы Китай стал еще одной яркой страницей в истории проекта. Как встречаете юбилей?
- Итог подводим выставкой «Спокуса». Избранное», составленную из лучших работ 25-летнего периода. Первая часть экспонировалась в октябре во Дворце культуры и искусств. В нее вошли 60 работ, в том числе и николаевских авторов. Продолжение  будет в декабре в галерее искусств «Могилянки». Готов сигнальный экземпляр каталога под таким же названием. Он нравится всем, и надеюсь, что на полное издание найдутся средства и ценители искусства, которые захотят его приобрести. Манны небесной не ждем и движемся вперед. Новые медиа дают возможность самостоятельно искать потенциальных покупателей, и в планах – развитие онлайн-направления аукционной торговли. 
- Четверть века в искусстве – это 30 пленэров, 54 выставки, в которых приняли участие свыше пятисот живописцев и графиков из разных стран и городов. Что скажете о зрителях?
- На сегодняшний день в «Спокусе» представлены все регионы страны, и итоговая выставка отражает срез украинского современного искусства. У нас есть свой круг зрителей-друзей, знакомых с творчеством мастеров: они радуются, когда появляются работы, о которых говорят - «неперевершено!», иногда разочаровываются. Если среди посетителей будет хотя бы один человек, которого тронет за душу «Осінь» с дымком, который улыбнется «Майстрині спокуси», значит, в том, что мы делаем, есть смысл.
- Ваши выставки всегда доставляют удовольствие, и трудно сказать, что нравится больше: изысканная черно-белая графика Чебыкина или артигра с цветом и линией Семенюка, «А човен пливе...» постмодерниста Маркитана или «Червоні кораблі» фотохудожника Уса. Александр Александрович, кто дал название проекту?
- Вначале было «Ой-ой-ой!». Самую первую выставку ожидали с волнением. Экспозиция произвела впечатление даже на самих художников, и свою радость они сопроводили этим восклицанием. Потом стали искать другие варианты. «Спокус на світі пребагато» – мы решили искушать искусством, которое несет красоту и добро.


 

Наталия СМИРНОВА. Фото автора.