четверг

12 декабря

2019 г.

Сообщить новость

13-Nov-2019 10:41

"Южная правда", № 85 (24013)

КУЛЬТУРА (статья)

Открытие петроглифов на берегу реки Ингул

Zmey1

Стояли жаркие августовские дни. Мы с врачом Юрием Григорьевичем Лазаренко по приглашению директора Регионального ландшафтного парка «Приингульский» С. В. Куценко решили навестить те места, где в далекие 60 - 70 гг. уже прошлого века проходила наша молодость. Дело в том, что в эти годы на берегах спокойной реки Ингул проходили раскопки памятников археологии и мы с Юрием Григорьевичем и его братом Владимиром являлись участниками археологической экспедиции, которую возглавляла научный сотрудник Института археологии Академии наук Украины, кандидат исторических наук Олимпиада Гавриловна Шапошникова. В этих местах раскапывались стоянка эпохи палеолита, поселения разных эпох и курганы. Результаты этих раскопок затем были изданы в сборниках научных статей издательства «Наукова думка» - «Древности Поингулья» и «Археологические памятники Поингулья». Но самое главное, что на основе анализа погребальных памятников в курганах О. Г. Шапошниковой было введено в науку такое новое определение как «Ингульская катакомбная культура» - завершающий этап этой культуры относится к 2400 - 2000 гг. до Р. Х.

Но уже в начале работ экспедиции многие жители села Софиевка Новобугского района указывали на какие-то изображения, похожие на извивающихся змей, высеченных на скальных выступах левого берега Ингула. Вот как описывает эти изображения О. Г. Шапошникова в одной из публикаций:
«...На левом берегу р. Ингул, напротив... окраины села имеется открытый выступ гранитно-гнейсовых скал. Здесь, на плоском выступе скалы, встречены наскальные изображения змей, выполненные рельефно в технике протирания широкими бороздками весьма реалистично; очень четко переданы извивающееся туловище и особенно головы. В связи с тем, что нами проведены лишь разведочные раскопки, многое в понимании этих изображений остается неясным. Можно полагать, что дальнейшее изучение петроглифов у с. Софиевка даст нам много интересных фактов, позволяющих раскрыть их содержание, а также определить их время...»
После этого О. Г. Шапошникова больше никогда и нигде не возвращалась к этим петроглифам. Однако много лет спустя бывший член экспедиции, а ныне профессор Ижевского Удмуртского университета В. Г. Лазаренко издал статьи в разных издательствах об этих изображениях и монографию «Ахилл - бог Северного Причерноморья», в которой на нескольких страницах упоминаются и интерпретируются изображения этих змей.
Но со строительством плотины на реке и заполнением Софиевского водохранилища изображения этих змей исчезли, так как они были высечены почти у края берега и, естественно, поглощены водами реки.
Попытки отыскать в настоящее время обнаруженные экспедицией О. Г. Шапошниковой петроглифы ни к чему не привели.
Но вот во время разных бесед с С. В. Куценко и егерями парка «Приингульский» А. А. Алексеенко и А. С. Рымчуком оказалось, что неподалеку от моста через реку находятся какие-то изображения, похожие на изображения змей, по которым сотрудники парка и местные жители ходят и не обращают на них внимания. Даже сочинили песенку, в которой сохранились такие слова:

«Выполз один змей из тьмы веков.
Задал он, проклятый, нам трудов:
Не уполз в свою он нору.
Испоганил, дьявол, гору.
И пришлось над ним нам покряхтеть...»

Мы с Ю. Лазаренко удивились. Ведь мы пытались отыскать изображения змей, открытых О. Г. Шапошниковой, но, видимо, петроглифы, о которых шла речь, другие. Мы попросили показать нам это место.
И когда нам показали место, о котором говорилось, с изображениями нескольких извивающихся змей, мы ахнули. Это были совершенно другие, новые изображения и находились они выше берега реки и представляли собой группу тянущихся один за другим изображений на выходе горизонтально расположенной скальной породы. Рядом и между изображениями были выдолблены углубления разного диаметра (от 3 до 8 см).
Места состыковки гранитно-гнейсовых плит были умело использованы человеком древности для изображения извивающихся змей. С этой целью эти места протирались бороздками вдоль изображений с двух сторон, получая изображения. В зависимости от уровня расположения скальных плит (а они - со многими выпуклостями) создавалась иллюзия изгибающихся и движущихся змей.
При расчистке петроглифов выявилось, что в камне изображены три змеи, следовавшие одна за другой, высеченные одной растянутой линией. Между изображениями змей оставляли разделяющие пространства в 10 - 15 см. Размер выявленного среднего змея - 5,5 м, северного змея - 5,7 м (не до конца расчищен), а у южного змея сохранился участок размером 1,8 м, так как остальная часть изображения отсутствует из-за трещин и выбоин в камне. Расстояние между бороздками, в которые заключены изображения змей, везде практически одинаково - 10 см.
Ко всему изложенному выше следует добавить, что еще в 1956 г. экспедиция Московского университета им. Ломоносова под руководством профессора Б. Н. Гракова и при содействии научного сотрудника Николаевского краеведческого музея Ф. Т. Каминского провели археологическую разведку по обоим берегам реки Ингул. В результате обследования берегов реки было выявлено 50 памятников археологии разных эпох: от каменного века до эпохи средневековья.
Самым ранним памятником археологии на Ингуле тогда была зафиксирована на плато левого берега реки напротив с. Софиевки Новобугского района стоянка каменного века. К сожалению, неизвестно тогда было, к какому периоду этой эпохи относится эта стоянка: то ли к палеолиту (древний каменный век), то ли к мезолиту (средний каменный век). Но, просматривая фото кремневых изделий в отчете этой экспедиции, поневоле склоняешься к мысли о том, что этот кремень мог относиться к эпохе мезолита, ибо в небольшой коллекции этого кремня преобладают микроизделия, весьма характерные для эпохи мезолита. А по времени, очевиднее всего, стоянка могла относиться к XII - X тысячелетиям до Р. Х.
К великому сожалению, следы местонахождения стоянки были уничтожены гранитно-щебеночным карьером, нависающим своими границами над новыми открытыми петроглифами. Есть опасность того, что при дальнейших разработках карьера могут быть уничтожены и эти уникальные петроглифы, впервые в истории археологии выявленные на территории степной Украины, кроме Каменной могилы. И по предварительным данным, как уже отмечалось, могли относиться к эпохе мезолита.
...Под ногами находилась каменная летопись человека эпохи мезолита, ее сакральная страница. Над этой страницей ураганом пронеслись тысячелетия, но высеченные в камне изображения дошли до наших дней. Можно предположить, что сохранившиеся петроглифы, видимо, имели отношение к обитателям не только стоянки у Софиевки, но и к еще двум таким же стоянкам, выявленным выше по течению Ингула: у села Пелагеевка и в месте впадения р. Сагайдак в Ингул. Можно предположить, что обитатели этих стоянок могли собираться на месте петроглифов для отправления ритуальных церемоний (скажем, после удачной охоты), исповедуя таким образом культ змея. И, очевидно, углубления, связанные с изображениями змей, могли служить для слива крови принесенных в жертву животных.
...Теперь первоочередная задача руководства и сотрудников Регионального ландшафтного парка «Приингульский» - приложить максимум усилий, чтобы сохранить в целости эти петроглифы и сделать их очередным объектом туристического маршрута. И не исключено, что со временем к этому объекту потянутся не только специалисты по изучению наскальных изображений, но и любители древностей, мистики, любопытные, чтобы своими глазами увидеть чудо многотысячелетней давности, затерявшейся в глубинах берегов реки Ингул.


 

В. НИКИТИН, археолог, краевед. Фото научного сотрудника Регионального ландшафтного парка «Приингульский» В. Генчева.