среда

13 ноября

2019 г.

Сообщить новость

05-Nov-2019 10:34

"Южная правда", № 83 (24011)

КУЛЬТУРА (статья)

Край вина и цыганской романтики

7233

Кишинев - столица и самый крупный город Молдовы. Город, как Рим, - стоит на семи холмах и вытянут вдоль реки Бык - правого притока Днестра. Впервые Кишинев упоминается в грамоте молдавского господаря Стефана Великого в 1466 г. Эту дату и принято считать годом основания города. Кишиневом владели молдавские бояре, был он и под османским игом. Его сжигали татарские и турецкие завоеватели…      

Резкая перемена в судьбе Кишинева произошла в 1812 г. Согласно Бухарестскому договору территория между Днестром и Прутом, позже названная Бессарабией, вошла в состав России. В августе 1940 г. была образована Молдавская Советская Социалистическая Республика. Кишинев стал ее столицей. К сожалению, некогда прекрасный город, который называли едва ли не вторым Парижем, был очень сильно разрушен во время Великой Отечественной войны. До 90(!) процентов исторической застройки было уничтожено во время бомбардировок и штурма города в ходе Ясско-Кишиневской операции. Советская эпоха «добила» Кишинев, который не стали восстанавливать, а наоборот, снесли поврежденные здания и на их месте понастроили стандартную советскую безвкусицу…  Новый этап в истории Кишинева начался после распада Советского Союза. С августа 1991 года он - столица независимой Республики Молдова. 

Я видел много столиц, но Кишинев - другой, не такой, как остальные.  Он как будто вымер, тишина, нет толп людей, лишь никуда не спешащие туристы ходят, рассматривая все вокруг. Эту тишину нарушает только звон колоколов главного собора.  В силу известных причин Молдова остается одной из беднейшей стран Европы (увы, наряду с Украиной!).  Многие помнят этот город другим: цветущим, радостным, активно строящимся. Кишинев сегодня представляет собой столицу маленькой республики, на которую махнули рукой ее собственные граждане, массово собрав чемоданы и уехав жить и работать в Европу. Достаточно взглянуть на численность населения Молдовы, упавшую с 4,35 миллиона в 1989 году до 3 миллионовсегодня. Страна потеряла более миллиона граждан, а это четверть всего населения. Эти люди попросту уехали за границу, не имея перспектив на родине. Или улетели…

 Кстати, о полетах!  Интересный факт о кишиневском аэропорте и побудил меня написать эту статью. Дело в том, что из него сейчас отправляются довольно недорогие авиалайнеры - «лоукосты» в Европу. Цена билета может быть и 20 - 25 евро. А доехать до Кишинева просто из любой точки Украины. Молдова безвизовая для «наших» граждан. Этот приятный бонус достался нам в память о совместном советском прошлом. С пересечением границы никаких проблем не возникнет. В Молдавию пускают даже по обычному украинскому паспорту. Однако есть один любопытный момент, который заслуживает отдельного разъяснения. Как вам, вероятно, приходилось слышать, есть такая непризнанная страна, как Приднестровье. И так получилось, что все важные пути, ведущие в Молдову, проходят как раз таки через территорию Приднестровья. Там действуют несколько иные правила на въезд. Впрочем, украинцев туда все равно пускают без лишних вопросов, но все въезжающие подлежат регистрации. Процедура вполне простая: на въезде в непризнанную страну туристы получают бланк с печатью, а на выезде сдают его сотруднику пограничной службы. При этом требуется уплатить небольшой сбор.  

Сам Кишинев немного своеобразный город, в нем как будто смешались три отрезка времени: древние узкие улочки, советские постройки и современные здания в европейском стиле. Двух дней  вполне достаточно, чтобы посмотреть этот город. Историческим центром Кишинева считается район Мазаракиевской церкви, или церкви Рождества Богородицы, воздвигнутой в 1757 году на холме, неподалеку от реки Бык. Мазаракиевская, Рышкановская и Благовещенская церкви имеют характерный для молдавского средневекового зодчества «трехлепестковый» план и так называемый «молдавский свод» - два яруса арок, поддерживающих барабан с куполом. Современный центр Кишинева -  проспект Стефана Великого. Здесь воздвигнут монументальный памятник королю Стефану III, правившему страной с 1457 по 1504 г. На проспекте расположились красивые здания Академии наук, театра оперы и балета, магазины, кафе, рестораны. В самом центре города - арка Победы, построенная в 1840 году. Арка поддерживается 16 коринфскими колоннами. Под ее сводами подвешен четырехсотпудовый колокол, отлитый из пушек, захваченных русским полководцем Михаилом  Кутузовым в годы русско-турецкой войны 1806 - 1812 гг. Два других колокола поменьше используются для боя городских часов, установленных на арке. Здесь проводятся парады, митинги и практически все главные городские мероприятия. 
Вблизи арки в обрамлении тенистого парка высится Кафедральный собор. Этот замечательный архитектурный памятник воздвигнут по проекту русского зодчего А. И. Мельникова в 1830 - 1836 гг. В Кишиневе большое количество живописных парков, каждый из которых спланирован и построен искусно и с любовью. Наиболее популярны сквер Кафедрального собора, парк Валя-Морилор с театром Театрул-де-Варэ, парк Валя-Трандафирилор с каскадом озер и музеем садово-парковой скульптуры, парк Ла-Извор с каскадом прудов, соединенных протоками, а также парки Гидигич, Алунелул и Рышкань.

Транспорт - троллейбусы и маршрутные автобусы, такси недорогие и люди приветливые.  Проблем с общением не было - все отлично говорят на русском языке, конфликтов не возникает. Но впечатления от пребывания в Кишиневе у меня остались двоякие. В свое время это был цветущий зеленью город - таковым он является и сейчас, но его дороги и тротуары в неважном состоянии. Только сейчас что-то начали делать в центральной части Кишинева, а так особенно прогуляться и негде, кроме местных парков «Дендрариум» и   «Долина Роз».  

Кишинев не поражает архитектурой и развлечениями, вряд ли отсюда можно привезти фото с ошеломляющими пейзажами.   Советую удалиться от центра в сторону «Ботаники», это район, построенный в 70 - 80 годах. Там замечательный  парк «Долина роз» - место, где можно очень долго гулять. Интересен  местный Ботанический сад - огромная территория с аллеями, кафе и маленькими прудами. Тут даже разрешается жарить шашлык, для этого есть специальные беседки и мангалы.  Советую съездить в местечко Вадулуйвода, это на Днестре. Туда ходят автобусы с автовокзала. Там хорошая территория возле реки - для пикника или рыбалки.  
В спальных районах  много зданий, которые уже по-хорошему давно должны были снести - но нет. Эти фасады портят облик города. У местных компаний стало модным строить мансарды поверх самого высокого этажа старой «многоэтажки» - это выглядит довольно нелепо.  В центре города то тут, то там появляются жилые (и не очень) башни. Лепят их не всегда продуманно, не всегда думая о внешнем виде города. В самом центре какие-то непонятные конструкции. Старые здания тоже не обошли вниманием. Все надстраивается и пристраивается. Если можно что-то прилепить и захватить, то прилепляют и захватывают!  Следующая проблема города - наружная реклама. Причем здесь не просто реклама, а реклама с молдавским размахом!  В центре города стоят гигантские конструкции. В метрах - это не 3 на 6, это 6 на 15!  Из-за них города не видно!  Хотя иногда оно и к лучшему... Многие конструкции выглядят так, словно они нелегальные.  Разметки на дорогах почему-то очень мало. Некоторые памятники архитектуры неухоженные.  Видимо, куда проще снести и построить очередной банк, торговый центр или жилой комплекс. Радует, что в последнее время стали заботиться о красивых исторических зданиях на проспекте Стефана Великого.   

Но самая большая проблема Кишинева - это «беспредел» с парковкой. Машины бросают, где удобно. Причем чем дороже машина, тем наглее владелец. Ставят на переходах, перегораживают тротуары, о пешеходах не думают. Иногда вообще пройти нельзя. Казалось бы, что может быть проще: поставь парковочные столбики и спаси тротуары.   Думаю, надо вводить платную парковку в центре. Во-вторых, защищать тротуары в центре столбиками. В-третьих, вводить системы фиксации нарушений и выписывать штрафы. И самое главное - полностью запретить парковку на тротуарах.  Впрочем, эти предложения касаются и городов Украины.

Кишинев - это край вина и цыганской романтики.  В центре города какой-то стихийный базар, довольно  грязные ларьки и много ромов. Так себя называют цыгане.  Кстати, в  Молдове осталась очень интересная традиция с советского периода, когда на остановках, в парках, аллеях стояли газетные стенды, куда мог подойти любой человек и почитать свежие новости. Удивило количество винных магазинов, старых троллейбусов, старых вывесок и вообще многих вещей из прошлого. Много зелени, все душевно, но как-то грязновато и  запущено...  Однако есть и приятные моменты. В первую очередь - это цены. Здесь они просто великолепные. Можно прекрасно поужинать в ресторане на двоих со средним чеком в 10 долларов или  как следует закупиться товарами в супермаркете на 5 - 10 долларов. Обедать в Кишиневе можно в ресторанах, так как тут все довольно дешево.   Я заказал национальное блюдо Молдовы мамалыгу.  Честно сказать - блюдо на любителя.

Иностранцы в первую очередь интересуются винным туризмом, многие местные туроператоры предлагают посещение исторических винных погребов с дегустацией.  Конечно, прекрасно, когда осенью проходят винные фестивали и туристы могут принять участие в создании вина. Существуют довольно популярные программы с проживанием на винодельнях - люди сами давят виноград, купажируют винные материалы и разливают вино. Но ведь помимо фруктово-винной темы страна может привлечь и другим! Например, в Кишиневе в первозданном состоянии сохранился домик-музей Александра Пушкина, но туристы об этом не знают. Именно здесь, в бессарабской ссылке, поэт начал писать «Евгения Онегина»! 

А еще есть чудесные православные монастыри и уникальные природные достопримечательности! Видимо, надо развивать все туристические направления, параллельно наводя порядок в городе, который  находится практически в центре Европы!  

1 июля 2016 года вступили в силу соглашения об ассоциации между Молдовой и Европейским Союзом. И это, как говорится, обязывает!  Можно только пожелать Кишиневу в скором будущем вновь стать вторым Парижем. Конечно же, при этом не теряя своих национальных колорита и индивидуальности.
 

 Игорь ЕРМОЛАЕВ.  Фото автора.