среда

13 ноября

2019 г.

Сообщить новость

23-Oct-2019 10:51

"Южная правда", № 79 (24007)

КУЛЬТУРА (статья)

Встреча Гитлера со Сталиным, или Парадоксы истории за «Венским кофе»

57847

13 октября в ДК строителей в рамках всеукраинского тура с успехом прошла уникальная интеллектуальная комедия от Мариинского театра - «Венский кофе». Автором выступил известный политик, журналист и общественный деятель Дмитрий Корчинский. 

Французский дипломат Талейран говорил, что идеальный кофе должен быть «горячий, как ад, черный, как черт, чистый, как ангел и сладкий, как любовь».  Ад, чертовщина, ангельская чистота и сладость любви - все это смешалось в «Венском кофе». 1913 год подходит к концу… В скромной венской кофейне собирается «стая» подозрительных субъектов: маляр-неудачник Адольф (актер Назар Борушок), журналист Лев (актер Павел Довгань-Левицкий), психиатр Зигмунд (актер Сергей Федорчук) и бывший семинарист Иосиф (актер Виталий Черный). С первых реплик героев выписывается четкий диагноз - все они психически неуравновешенные. Но «на носу» 1914 год и начало Первой мировой войны, а эти «бесноватые» - вершители будущего мира. В каждом из них угадываются знакомые лица: Гитлер, Троцкий и Сталин... 

В кафе работает Кристина - на заработках из Галичины (актриса Лидия Семесюк). Она этакое воплощение своей земли с собственной идентичностью.  «Почему нас не посещает никто действительно знаменитый? - сетует она, - например, кто-то из оперных теноров. Мои пирожные не хуже, чем в Венской опере. Так когда-то вернусь домой, и меня спросят: «Кого ты видела в Вене из великих людей?» И что я скажу? - Иосифа из дешевого пансиона, который ждет, что кто-то заплатит за его кофе? Или Льва - журналиста провинциальной газеты? Скажу, что видела Зигмунда, который выманивал деньги у несчастных женщин. Еще Адольф кое-как нарисовал мой портрет».  Кристина еще не знает, что через 20 - 30 лет - только упоминание имени некоторых из них заставит трепетать миллионы людей…

И у будущих «сильных мира сего» на нее - свои планы. У каждого персонажа за кофе «грелся» свой вопрос: у Адольфа - еврейский, у Иосифа - классовый, у Льва - революционный, а у Зигмунда - половой. Каждый эпизод - лаконичный намек на хорошо известные (в будущем!) исторические ситуации. Понравилось идеальное сочетание комического и трагического, игривого и серьезного, понятного и мятущегося... Для зрителей, хотя бы немного знающих биографии четырех главных героев, спектакль стал захватывающим событием. Было чрезвычайно интересно «ловить» шутки, связанные с историческими событиями, с параллелями между злыми гениями двадцатого века и настоящим временем. Двадцатый век еще оставит кровавый след в истории человечества… 

Как отметил режиссер Игорь Марусяк: «Кофе здесь - символический эпицентр представления. Спектакль обыгрывает исторический факт. В Вене, в 1913 году одновременно, буквально на соседних улицах действительно жили известные личности, показанные в пьесе. Люди, которые определили будущее (и нашу современность!) Они вполне могли случайно встретиться в одной кофейне, где и происходит действие нашего спектакля».

Пьеса стала не только искусно выписанным образцом политической провокации, но и тестом на знание истории и психологии человека, спектаклем-предупреждением… Как известно, кто игнорирует ошибки прошлого - обречен повторить их в будущем.


 

Игорь ЕРМОЛАЕВ.   Фото автора.