четверг

17 октября

2019 г.

Сообщить новость

10-Oct-2019 11:53

"Южная правда", № 76 (24004)

КУЛЬТУРА (статья)

Любовью оскорбить нельзя!

Img 4119

4 октября в Николаевском академическом художественном русском драматическом театре спектаклем «Дивная Диана» открылся новый сезон на большой сцене. Знаменитая комедия Лопе де Вега «Собака на сене» заиграла новыми красками!
Шедевр испанского современника Шекспира хорошо известен мировому читателю (и, конечно же, зрителю), и заставить его зазвучать по-новому, не меняя при этом текст пьесы, - задача не из легких. Однако режиссеру, заслуженному артисту Украины Сергею Чверкалюку удалось вдохнуть новую жизнь в хрестоматийное произведение. Историю богатой вдовы, влюбившейся в собственного секретаря, вопреки его статусу и социальному положению, и все-таки обретшей с ним счастье, большинство из нас знает не столько из пьесы Лопе де Вега, сколько из идеального во всех отношениях музыкального фильма Яна Фрида 1977 года. Маргарита Терехова, натурально разбивающая нос Боярскому в порыве страсти, великолепные песни - история не Золушки, но принцессы, все-таки отыскавшей принца, пусть и сквозь страдания, ревность и обиды. Кто из женщин не пересматривал этот фильм, уткнувшись в платочек, с мечтами, что и ее настигнет такая же любовь и счастье до небес? 

 

Итак, Теодоро, секретарь богатой графини Дианы де Бельфлор, влюблен в горничную Марселу. Наблюдая за развитием их романа, госпожа неожиданно чувствует, как в ней просыпается ревность. Но Диана не может снизойти до того, чтобы признаться в любви безродному слуге - но и любить Марселу она ему не позволит! У Теодоро нет выбора - ему нужно уехать искать счастья в других краях и покинуть дом Дианы… Словесные поединки героев заканчиваются то признанием в любви, то ссорой, и только хитрость слуги Тристана помогает влюбленным преодолеть все препятствия! Спектакль увлек в мир любовных интриг, страстных объятий, зажигательных танцев, изысканной поэзии и проникновенных песен (руководитель музыкальной части - Екатерина Мирзоян). 
Декорации Татьяны Чухрий не привязаны к какому-либо определённому стилю, как, впрочем, и костюмы от Н. Бурдовой. Красивые наряды графини де Бельфлор не имеют отношения к национальной испанской одежде и вместе с костюмами остальных героев, скорее, отсылают к тридцатым годам прошлого века, где шпаги уже заменили пистолетами.
С одной стороны, весьма необычно и спорно. С другой - именно этого и хотел добиться режиссер, избегая средневековых параллелей и просто погружая зрителя в мир любви и целеустремленности к мечтам. Чтобы комедия смотрелась как можно более актуально, современно или, лучше сказать, «вневременно»!  Действительно, история, разыгранная на сцене русского театра, могла случиться когда угодно: совсем давно или же прямо сейчас…
Анна Устинова органична и убедительна в образе Дианы. Роль была продумана до мелочей, лихо и с видимым удовольствием сыграна. Ее ироничная Диана не только красива, но и умна. Злость в ней, скорее, способ защиты от разрываемых ее изнутри сомнений. Она как ветер в необъятном океане - несла «то счастье парусам, то горе морякам», то игрива и легка, то, словно буря, сметала все на своем пути. Устинова «искрилась» в этой роли. Ей были подвластны любые оттенки настроения и нюансы поведения. Королева правила бал. А что же свита? Талантлива и разнообразна игра Евгения Блюменфельда в роли Теодоро. В начале постановки робкие комичные манеры его героя, мягко говоря, не располагали к влюбленности высокородной дамы. Однако по ходу спектакля стиль персонажа становится строже, проявляется гордость, достоинство и зачатки благородства. И вдруг наконец-то становится понятно, что не только ревность к служанке вдохнула чувства в сердце графини, а и сам Теодоро вполне достоин таких душераздирающих эмоций.

Все остальные персонажи прекрасны, даже эпизодические: образы яркие, отточенные до мелочей, каждый на своем месте. Отдельно стоит отметить Андрея Карая с его комическим даром - в образе преданного слуги Тристана, очаровательную Дарину Пундеву в роли служанки Марселы, дважды брошенную Теодоро ради графини. Интересно было наблюдать заслуженного артиста Украины Владимира Карпенчука (граф Федерико) и Юрия Грушенко (маркиз Рикардо) в ролях незадачливых женихов, погрязших то в борьбе за сердце вдовы, то в собственных кознях против Теодоро. Великолепна, как и всегда, мимика Алекса Межурецкого в образе слуги Сельо.
Хотя пьесе испанского драматурга Лопе де Вега «Собака на сене» уже более четырех столетий, она по-прежнему остается неисчерпаемым источником душевной мудрости для всех, кто любит или хочет, но боится полюбить. Произведение по-прежнему актуально, смотрится с большим воодушевлением, доставляет радость зрителям, а актерам - возможность раскрыть новые грани таланта. Постановка Сергея Чверкалюка в русском театре - яркое тому подтверждение.
С 5 по 13 октября на сценах Николаевского академического художественного русского драматического театра радует зрителей возрожденный XI Театральный фестиваль Международного Черноморского клуба «Homo Ludens» («Человек играющий»). Кстати, последний, 10-й по счету - «Homo Ludens» прошел в 2016 году. Фестиваль приурочен к знаковому событию - 85-летию Николаевского академического художественного русского драматического театра и идет при поддержке Министерства культуры Украины, Национального союза театральных деятелей Украины, Николаевского городского и областного советов.


Игорь ЕРМОЛАЕВ.  Фото автора.