четверг

17 октября

2019 г.

Сообщить новость

01-Oct-2019 10:22

"Южная правда", № 74 (24002)

ЧЕЛОВЕК (статья)

Путешествие в детство

20190728 102907

Кто из нас не мечтает отправиться в детство? Мне тоже часто думалось об этом. Побывать в местах своего далекого детства и вспомнить то, что было пережито и не забыто. И вот в июле текущего года решился. И после возвращения подготовил очерк. А почему не назвал «Поездкой в детство»? А потому что слово «путешествие» более расширяет диапазон повествования, чем обыкновенное слово «поездка». 

 

С отремонтированной трассы Т-1508 Калиновка - Снигиревка въезжаю на мопеде в Снигиревский район и делаю поворот на небольшой мост через речку Ингулец. 
Что мы знаем об Ингульце? Это правый приток Днепра, известен также под названием Малый Ингул. Историки утверждают, что у реки были названия Тисьменница, Ивля, а греки называли ее Герос. Исток реки находится в заболоченной балке возле села Топило Знаменского района Кировоградской области. Длина Ингульца 549 км, это одна из самых извилистых рек Европы, протекает по южным областям Украины и впадает в Днепр в 20 км от Херсона.
Издавна берега Ингульца привлекали внимание кочевников. Встречаются здесь археологические памятники киммерийского и скифского времен, времен средневековья. Активно заселяли эти места и запорожцы. В 1774 году на Ингульце насчитывалось 11 казачьих зимовников, многие из которых дали начало нынешним селам. Села среднего течения Ингульца - одни из старейших нынешних поселений Николаевщины и Херсонщины. 
Ингулец... Современные украинцы называют его «сточная канава Кривбасса». Из этой «канавы» в 1955 году воду пили! Теперь той водой даже орошать страждущие южные поля опасно - горче горчайших слез! На географических картах советских времен рядом с названием райцентра помещался знак «якорь» - «речной порт». Ныне по Ингульцу изредка пройдет моторная лодка из Снигиревки да увидишь на плоскодонках местных рыбаков. Водный транспорт отошел в предание.
Райцентр Снигиревка - молодой город - с 13-тысячным населением. Городом стал лишь в 1961 году по завершении строительства комплексов гидротехнических сооружений Ингулецкой оросительной системы (1951 - 1963 гг.). В 54-м открыли профтехучилище, построили реммехзавод, начал работать завод минеральных вод.
Снигиревка основана в 1812 году крестьянами сел Снигиревка и Ненадейковка Могилевской губернии, которые и дали новому месту жительства название родных мест. В 1827 году здесь была построена Николаевская церковь (ныне Дом культуры), в конце XIX века открылась земская школа. В местном самодеятельном театре, основанном в 1922 году при Народном доме, подготовкой спектаклей руководил артист Херсонского городского театра Юрий Шумский (1887 - 1954), впоследствии известный актер, народный артист СССР. В Снигиревке работала крупная пароходная пристань (104 км от Херсона) по отгрузке зерна. 
В 1916 году была введена в действие железнодорожная линия Херсон - Николаев - Екатеринослав. Снигиревка стала крупной железнодорожной станцией. Здание старого вокзала было разрушено в годы войны. Помню, в году 46-м я видел только одни его стены. Родом из Снигиревки корифей николаевской журналистики и многолетний сотрудник газеты «Южная правда» поэт Вячеслав Иванович Козлов, с которым я был знаком уже в наше время.
Переехав по небольшому мосту на левый берег Ингульца, попадаю в село Васильевка (бывшая Отбедо-Васильевка), основанное в 70-х годах XVIII века крестьянами из Полтавской губернии. Сохранилась старая Христо-Рождественская церковь, построенная в первой половине XIX века, на месте деревянной, основанной еще в 1790 году.
Миновав соседнюю Евгеньевку, по дороге вдоль самого берега Ингульца въезжаю в Херсонскую область в Бобровый Кут. Это одна из самых первых еврейских земледельческих колоний на юге (вместе с ней были основаны Израилевка (Яазор), Сейдеминуха и Доброе). Она основана в 1807 году евреями из Полтавской, Черниговской, Витебской, Могилевской и Минской губерний. 
И, наконец, цель моего путешествия - одна из наибольших центральных коммун им. Карла Либкнехта - Большая Сейдеминуха (от ивритского сде менуха - тихое поле, большое поле отдыха) - теперь село Калиновское, основанное в 1807 году евреями из Витебской и Могилевской губерний. Интересно, что во многие еврейские колонии «подселялись» и немецкие колонисты. В 1850 году сюда переселились немцы из Тираспольского уезда. Возникли улицы Еврейская и Немецкая. По мере строительства улиц в 70-х годах ХІХ ст. была построена синагога. 
С середины 1922 года населению поселений оказывала помощь АРА - Американская администрация помощи (American Relief Administration). Столовую с бесплатным питанием так и называли «Аровскою». Просуществовала она очень недолго, и власти, обвинив АРА во всех грехах, прикрыли ее деятельность. Новые поколения о деятельности АРА ничего не знают.
В 1926 году «по ходатайству отдельных сознательных граждан колонии Б. Сейдеминуха» синагоги закрыли и создали среднюю семилетнюю еврейскую школу. В начале лета 1927 года село посетил Михаил Калинин - Председатель ВЦИК. «По просьбе трудящихся» село в том же году переименовали в Калининдорф - (дорф - село). Вместо коммун создали три артели. Село стало центром еврейского национального района, которое простиралось с севера на юг на 50 километров. В район входили села Бобровый Кут, четыре еврейские колонии и хутора. Перед войной в районе насчитывалось 33 еврейских, 10 немецких и украинских поселений. На месте нынешней спецшколы №2 была небольшая синагога с хозяйскими пристройками, в которых в 1921 года организовали детский дом.
В период 1926 - 1941 годов в районе, как и по всей стране, происходили социальные потрясения: коллективизация, голод, репрессии, коммунизация, доносы, «вешание» простым селянам ярлыков «политически неблагонадежных» и т. д. В 1929 году экспроприированное «куркульское» имущество передали местному колхозу. В районе было 47 колхозов. Коммуны постепенно исчезали. Из 2920 индивидуальных хозяйств 2530 были еврейскими. В район по вербовке переселялись в основном евреи. Вопросы коллективизации решались просто: «раскулачивание» и высылка на север или в Сибирь. В районе развернули национально-культурное строительство, организовали товарные молочные фермы, свиноводство, овцеводство, получали высокие урожаи зерновых.
Был взят курс на товарное виноградарство, садоводство и овощеводство: винзавод в Калининдорфе и консервный завод в селе Бобровый Кут. Хозяйственная деятельность евреев-земледельцев была отмечена участием 11 колхозов, 5 животноводческих ферм и 3 садоводческих бригад на ВДНХ в Москве в 37 - 39 гг. В районе действовали 32 школы и техникумы агрономии, педагогический и механизации сельского села. На то время Калининдорфский район был передовым в хозяйственном, социально-экономическом и культурно-образовательном отношении. Издавалась газета «Кольверт Емес» («Колхозная правда»). В райцентре мирно уживались евреи, немцы, украинцы, русские. Отношения между жителями были дружеские, не было никаких языковых проблем. Украинцы и русские с детства хорошо владели еврейским, как и евреи знали украинский и русский языки.


Военное время

К 21 июля 1941-го в народное ополчение Калининдорфского района записалось 973 человека, из них 53 коммуниста, 221 комсомолец, 546 женщин.
В начале августа работники Калининдорфского портового элеватора работали ночью и днем, вывозя запасы зерна на восток, но с 19 августа жизнь в селе замерла. Фронт ушел дальше на восток. И тут черные клубы дыма накрыли село. Это запылали остатки не вывезенного зерна, цистерны с бензином и дизтопливом, взрыв потряс мост через Ингулец. Советские минеры, выполнив приказ высшего руководства не оставлять врагу ни грамма хлеба, ни литра горючего, ушли догонять своих.
На второй день жители села пошли к элеватору и начали разгребать подгоревшее зерно, добираясь до целого, но продымленного и черного. Его засыпали в мешки, полоскали в речке, сушили, приносили домой и прятали. Оно и дало возможность выжить селянам на протяжении оккупации (935 дней).
21 августа в село на машинах и мотоциклах въехали гитлеровцы. Оккупационная власть создала аппарат насилия - гестапо, в помещении нынешней школы-интерната №1 разместились румынская жандармерия, сельские управы. Некоторые жители села (15 - 20 человек) пошли служить полицаями и старостами. Во время оккупации в селе были венгерские и румынские части.
Вследствие нацистской политики район был опустошен: евреи уничтожены, а этнические немцы, проживавшие здесь еще с екатерининских времен, были взяты переводчиками, техработниками, полицаями, большую же часть эвакуировали в Германию. Для многих «фольксдойче» открылись глаза на немецкий фашизм.
На окраине бывшего райцентра у дороги стоит памятник - мемориал расстрелянным 16 сентября 1875-ти евреям. Это практически все население поселка того времени. 17 сентября 864 еврея, жителей соседнего села Бобровый Кут, были брошены живыми в колодец смерти, который находится в степи между селами Бобровый Кут и Евгеньевка Снигиревского района. Позднее к этому колодцу приведут еще 81 человека, - малых, только что рожденных, молодых и старых. Вещи расстрелянных отправлялись в Германию. В селе Бобровый Кут организовали лагерь советских военнопленных.
 Летом 1942 года наша мама, я, сестра Надежда и мамины три сестры без детей были насильно переселены из Николаева в Калининдорф. Там и стали жить в освободившемся доме на краю села. Нам удалось избежать насильственной отправки в Германию. 
В райцентре действовала подпольная партизанская группа Екатерины Мамай, отец которой был полицаем. В Березнеговатском районе, в селе Любомировка, действовала подпольная организация, имевшая связь с Николаевским «Центром». Напомню, что район в те годы входил в Николаевскую область. Фашисты группу обнаружили, и 20 декабря 1943 года казнили. 
В ночь на 14 марта 1944 года Калининдорф был освобожден. 
Трудно поверить, но под вечер 13 марта при советском артобстреле под окном нашего дома упал снаряд... и не разорвался. Дом вздрогнул, мы все выскочили на улицу и прилегли под стенами дома. А на том берегу реки рвались снаряды...
Вскоре на площади села были казнены полицаи, в том числе и отец Кати Мамай.
В апреле 1944 года восстановили колхоз «Шлях до соціалізму». Работать было очень тяжело, тем более что вся работа ложилась на плечи женщин. Все делалось вручную. Для пахоты где-то достали пару волов, пару рабочих лошадей и четыре коровы, которые тоже ходили с хомутом. Сеяли под лопату, сапку, небольшие возки-тачки тянули козы или люди.
Сразу же после освобождения в селе организовали два детских дома, в которых много чего не доставало. Жители села приносили из дому кто что мог. Писали на недописанных листах, на полях газет, на оборотной стороне листовок и плакатов.
Хорошо запомнился май 1945-го. В солнечный день все мы были в поле на винограднике. Вдруг часов в 11 в небе появился самолет «кукурузник». Из него сыпались листовки - победа! Нам с мамой было радостно и горько. Отец наш - Баранов Николай Парфенович - погиб под Сталинградом. 
32 воина Красной армии полегли при освобождении села. Их имена навечно впечатаны в обелиск памятника, который установлен в центре села под кронами могучих кленов.


Послевоенное

В апреле 1946 года все еврейские и немецкие названия поселений района были переименованы. В 1946-м в райцентре установили памятник Ленину, в мае 1947-го - Калинину, - одинаковые по величине и постаменту. Поселок Калининдорф заселялся переселенцами с Западной Украины. Работы хватало всем.
Урожай 1946 года по площади посева был небольшим, но вот собирать его было нечем. Хлеб косили серпами, вязали в снопы, клали в стога, молотили вручную, цепями, катками-гарманами. Осенью 1946-го приобрели первый трактор «Универсал», два гусеничных «ХТЗ». К концу года в селе проживало уже почти 1500 человек. Собранное зерно перегружалось на мелкосидящие баржи и буксиры тянули их по речке до Снигиревки или до Херсона.
Через два года после освобождения поселка довелось освободить занимаемый нами дом. Мамины сестры с моей сестрой Надеждой уехали в Николаев. А мы, как не имевшие ни кола ни двора, остались. Зиму 1947/48 пережили у пожилого еврея-сапожника, вернувшегося из Средней Азии, в бывшей синагоге, - здание до сих пор сохранилось и является самым старым строением села. Сапожнику для ремонта обуви я выравнивал гвоздики и строгал из дуба шпильки. Между прочим, в кинофильме «Они сражались за Родину» (1975 г.) мелькает момент, когда солдат сапожным молотком забивает в подошву сапога деревянную шпильку. Читал я ему газеты, которые он выписывал. И маме моей не раз говорил: «Какой у вас хороший мальчик, грамотным будет, у станка стоять не будет и сапожником не будет». Мама цвела и пахла. 
Из жизни в синагоге запомнился страшный случай. Зимой, когда никого не было в здании, 16-летняя внучка сапожника растапливала печку и плеснула на дрова из канистры керосин... Девушка полностью сгорела. Мне надолго запомнилось это... 
Посетил я и школу-интернат, в которой в послевоенные годы размещался детский дом. И мне там довелось побывать. Вспомнилось, как пили китовый жир, как жили впроголодь, первые уроки в местной школе. Вспомнилась мамина работа охранником в восстановленном речном портовом элеваторе и ее ружье, которое она ставила в угол, а я из широченных карманов плащ-палатки выгребал горстки зерна, засыпал в ручную крупорушку и при помощи сита получал муку, крупу и отруби.
Посетил и местную больницу на окраине села, где лечилась моя мама, после того как комбайн в уборочную страду 1947 года переехал ей ноги. Тогда я каждый день ходил к колхозной кладовой и получал харчи на маму и на себя.
Летом 1948-го мы вернулись в Николаев. 
Сегодня в селе нет памятников Ленину и Калинину. Нет и большого здания НКВД, мимо которого с боязнью проходил в первые послевоенные годы. На берегу речки стоят старая и новая школы, а рядом новый бетонный мост через Ингулец. Нет ни пристани, ни баржевых перевозок.
Интересно, что эта местность до 1932 года входила в Херсонскую губернию, с 1932 - вошла в Одесскую, а с 1937 - в Николаевскую, с 14 марта 1944 года включена в Великоалександровский район Херсонской области. В 1994 году поселок потерял и имя свое. Сейчас это село Калиновское с числом жителей до 1300. Название станции «Калининдорф» на линии Николаев - Грузовой - Апостолово, что на правом берегу Ингульца, в пяти километрах от села, осталось. 
Владимир Дмитриевич Заводянный, многолетний директор местной школы, в своей интересной краеведческой книжке «Калінінське у літописах і спогадах», Херсон, 2008 р. 240 с.) отмечает: «С развалом Советского Союза в райцентре нарастал кризис сельского хозяйства. Безработица в селе заставила многих сельчан бросать свои жилища и искать лучшей доли в городах и за границей. За последние 15 лет в селе перестали существовать производственные цеха, хозяйственные строения в большинстве разобраны ликвидаторами. Многих больших зданий уже нет. Одни только основания виднеются от складов, в которых хранились зерновые. Старожилы утверждают, что руин больше, чем было после войны. На территории сельсовета видны 50 порушенных и нежилых зданий. 
Многие сельчане говорят, что мы еще не научились работать в новых рыночных условиях. Нужно время, чтобы мобилизовать внутренние резервы, создать новые рабочие места, ликвидировать экономическую безграмотность, научиться привлекать инвестиции и т. д. Вот тогда заработает социально-культурная программа села, и село не только возродится, но и засияет яркими красками и благами для селян». Мы познакомились, обменялись телефонами и авторскими книжками. 
И нельзя не отметить, что вот дороги между упомянутыми селами совсем убитые... 
В лирическом гимне села Калиновское есть слова «Там, де поля пшеничні травень колихає, / Де щедрий південь розлива своє тепло, / Де виноградні лози радують врожаєм / На схилах Інгульця, розкинулось село» (В. Д. Заводянный и Г. В. Лящевская). Это правда.
Я не поэт. Для меня слагать стихи - труднейшее дело. Но под впечатлением путешествия в детство как-то сами собой вспомнились строчки: «Что дальше бывает? Сейчас не об этом… / В трудное детство на миг заглянул, / Я душу наполнил солнечным светом / И со щеки ладонью слезинку смахнул».

Анатолий СОРОЧАН.