вторник

17 сентября

2019 г.

Сообщить новость

12-Sep-2019 10:28

"Южная правда", № 68 (23996)

ВЛАСТЬ (статья)

Укрупнение районов: быстрее или качественнее?

Admin reforma nikolaev

Перед самой сменой персонального состава Кабмина Минрегион презентовал проект перехода нескольких областей Украины на новое административно-территориальное устройство. Среди них и Николаевщина. Реализация этого плана позволит сократить в нашей области число районов до четырех: останется Николаевский, Первомайский, Вознесенский и Баштанский. При этом область будет насчитывать 33 ОТГ: 9 городских, 13 поселковых, 11 сельских.
   
Такие изменения в административном структурировании будут иметь как плюсы, так и минусы. Это касается и страны в целом, и Николаевщины, в частности. Сегодня в Украине около 500 районов только областного подчинения, если план их укрупнения сработает, то останется около сотни. А сам факт пятикратного их сокращения позволит добиться существенной экономии на содержании админаппарата.
Однако тут всплывают сразу несколько нюансов. Во-первых, для внедрения нового административно-территориального устройства страны необходимо завершить формирование территориальных громад. Причем не только сформировать, а и научить их эффективно работать. А этот процесс только в самом начале пути. 
Во-вторых, спущенная сверху конкретная разбивка на районы не всегда самая эффективная. Для того чтобы разобраться в этом, нужно обратить внимание на некоторые особенности. Так, планируется, что среди функций, возложенных на районы, кроме управления совместным имуществом объединенных терргромад, будет, в частности, еще и координация проведения второго уровня предоставления медреформы. А с ней пока что больше вопросов, чем ответов. 
Вот только один из них. Предполагается, что число и границы госпитальных округов будут сочетаться с новыми районами области. Другими словами, в Николаевский госпитальный округ, кроме областного центра, войдут еще и нынешние Витовский, Новоодесский, Очаковский, Николаевский и Березанский районы. Вот только этот округ будет «разрезан» пополам проблемным Варваровским мостом (вопрос о состоянии дорог мы даже не поднимаем).


Претензии к спущенной сверху разбивке на новые районы есть и в других областях, даже в Киевской. Там местные громады вместо четырех, которые предлагает Минрегион, хотят иметь пять (по своим причинам). 
Эксперты указывают на еще одну проблему: укрупнение районов может не только не уменьшить, а даже и увеличить напряжение между ОТГ и районной властью. Уже сегодня многим райсоветам «нечего делать», поскольку ОТГ перехватывают у них и полномочия, и бюджет. При этом предполагается, что районы не будут вмешиваться в управление ОТГ. Если так, то у них действительно останется не так уж много работы. А ведь параллельно планировалось еще и создание префектур, которые будут контролировать органы местного самоуправления, но об этом также пока мало что известно. Как минимум, здесь нужно усилить законодательную базу. 
Напомним, на сегодня есть шесть законопроектов, предусматривающих создание в областях новых районов. Но, по мнению эксперта по вопросам местного самоуправления Александра Сергиенко, между этими законопроектами есть несоответствия. И было бы логично сначала принять новый закон об основах нового административно-территориального устройства. И только после этого провести местные выборы.

***
Но это, так сказать, поверхностные минусы, а есть и более глубокие проблемы. Например, управлять большими по размеру территориями намного сложнее. В частности, по мнению главы офиса реформ Киевской области Владимира Удовиченко, очень взвешенно и осторожно нужно подходить к вопросу баланса полномочий между ОТГ, районной и областной властью. Об этом говорит и опыт проведения децентрализации у наших европейских соседей. Речь идет и об учете перспектив экономического развития территорий.
В частности, соседняя Польша сейчас имеет совсем неожиданную проблему. Там разница в доходах «бедных» и «богатых» гмин (польских громад) отличается в десятки раз, что ведет к нежелательным экономическим и социальным перекосам. Для того чтобы не повторять ошибки соседей и иметь гармоничное сочетание эффективной власти и фундамента для экономического развития, эксперты советуют начать с качественного улучшения уровня местного самоуправления. На данном этапе это намного важнее, чем определять заранее количество районов и их будущие границы.
Одновременно нужно уделить самое пристальное внимание таким моментам, как транспортное сообщение, доступность районного центра для других населенных пунктов, особенности экономического и социального развития территорий.
Тот же баланс полномочий должен учитывать и «зоны ответственности» в таких вопросах, как содержание интернатных учреждений, водоснабжение (зачастую этот вопрос имеет географическую привязку, не совпадающую с границами ОТГ), утилизация твердых бытовых отходов и другие.
Вместе с тем необходимо отметить и моменты с делегированием государством финансовых ресурсов. Так, эксперт по вопросам децентрализации Виктор Слыш отмечает, что делегированные государством полномочия должны финансироваться на 100% из госбюджета через субвенции. А это зачастую не так. Скажем, есть льготы на перевозку пассажиров, установленные государством, но оно их не финансирует. И местная власть не может тут ничего сделать. То же самое в вопросах предоставления бесплатных лекарств, льготы по ЖКХ для некоторых категорий людей и т. д.
По мнению В. Слыша, в ряде случаев на эти цели идет от 30 до 60 % собственных доходов местных бюджетов. А ведь они должны идти на другие направления: ремонт дорог, инженерных коммуникаций и так далее.
Вместе с тем некоторые эксперты уверены: для того чтобы завершить формирование эффективной децентрализованной системы местного самоуправления, очередные местные выборы надо провести на новой территориальной основе общин и районов. А для этого нужно быстро принять все необходимые законы и правительственные решения. 
Таким образом, наметился своеобразный конфликт интересов: поспешить и провести реформу, не откладывая в долгий ящик, или подождать и более качественно проработать ряд нюансов, невнимание к которым может потом создать массу проблем. 

Александр  МИРОШНИЧЕНКО.