воскресенье

15 сентября

2019 г.

Сообщить новость

05-Sep-2019 10:08

"Южная правда", № 66 (23994)

ЭКОНОМИКА (топ)

Порт в концессию инвестору? А как же интересы Николаева?

Oktyabrsk

После четырехгодичной подготовки 14 августа сего года Кабмин принял решение о проведении конкурса по передаче в концессию портов «Херсон» и «Ольвия». По мнению экспертов, это дает возможность быстро провести конкурсы и уже к началу следующего года передать эти порты в руки концессионеров. Однако такой поворот событий совершенно не устраивает громаду Николаева. Поэтому уже 22 августа городской голова Александр Сенкевич подписал обращение к Президенту Украины Владимиру Зеленскому с просьбой о передаче СК «Ольвия» в концессию городу Николаеву без конкурса. В чем же суть проблемы?

 


Спасет только инвестор?

Вначале небольшая предыстория. Государственное предприятие «Стивидорная компания «Ольвия» (ГП «СК «Ольвия») до октября 2016 года именовалось специализированным морским портом «Октябрьск». Предприятие было основано в 1992 году на базе 3-го грузового района Николаевского морского торгового порта. Географически порт «Ольвия» расположен на левом берегу Днепро-Бугского лимана в Корабельном районе Николаева.
По площади это самый большой порт нашего города. Даже без учета переданного «Укроборонпрому» участка его площадь составляет 150 гектаров. Для сравнения: самый мощный в городе  «Николаевский морской порт» («НМТ») имеет вдвое меньшие размеры. Для проведения погрузочно-разгрузочных работ на судах порт «Ольвия» имеет семь причалов общей протяженностью более 1,5 км, которые позволяют принимать суда длиной до 250 метров, шириной до 40 м, дедвейтом до 80 тыс. тонн. Заявленная глубина сегодня составляет 10,5, однако, учитывая стремления увеличить этот параметр, есть обоснованная уверенность, что здесь будут загружаться «Панамаксы». 

Подход судов в порт «Ольвия» осуществляется по Бугско-Днепровско-лиманскому каналу (БДЛК). А тот факт, что он расположен ближе к морю по сравнению с другими портами Николаева, дает ему важное конкурентное преимущество. Имеемый на сегодняшний день уровень технического оснащения позволяет порту перерабатывать до 5 млн тонн генеральных грузов в год.  
Однако в последние годы порт резко снизил объемы перевалки. В центре транспортных стратегий  утверждают, что его грузооборот в 2018 году снизился в 2 раза. Значительно упала переработка зерна и строительных грузов. Главная причина якобы в неэффективности госуправления.
По словам руководителя ГП «СК «Ольвия» Руслана Олейника, его предприятию сегодня трудно выдерживать конкуренцию с частными стивидорными компаниями. Выход из создавшегося положения он видит в сдаче порта в концессию. И при этом он подчеркивает, что концессия - это не переход права собственности, порт остается целиком и полностью за государством. Кроме того, все, что инвестор построит на территории порта, останется «за государством». 
По информации экс-министра инфраструктуры Владимира Омеляна, уже в течение первых трех лет после передачи в концессию предполагается построить новый зерновой терминал мощностью 2 млн тонн/год - инвестиции более 1,5 млрд грн. А это означает появление новых грузопотоков и новых рабочих мест. Интерес к «Ольвии» уже проявили два десятка иностранных и отечественных компаний.
Также, по мнению министра, передача порта в концессию обеспечит поступления в городской бюджет Николаева паевого взноса в размере более 70 млн грн ежегодно. А за первые пять лет дополнительные платежи в местные бюджеты составят не менее 240 млн грн. Всего же за весь период концессии - 35 лет - поступления в бюджеты всех уровней достигнут отметки в 58 млрд грн, в том числе от концессионных платежей 19,5 млрд грн. Кроме того, концессия в порту «Ольвия» способна привлечь более 17 млрд грн инвестиций.  
Но это все с одной стороны, а с другой все выглядит совсем иначе.


Одним прибыль, другим разбитые дороги

Представители городской и областной власти, активисты и эксперты заявляют о крайне невыгодных для Николаева условиях сдачи в концессию порта «Ольвия». Ситуацию прокомментировал советник Николаевского городского головы, член рабочей группы при министерстве по подготовке конкурса для передачи порта в концессию Эдуард Волошинович. 
«Ситуация, когда Николаев (город, в котором и находится порт)  получает от его деятельности больше негатива, чем пользы, является в корне неправильной. А именно так и случится, если порт «Ольвия» отдадут в концессию на условиях технико-экономического обоснования (ТЭО), подготовленных Министерством инфраструктуры. В этом случае частному концессионеру достанется прибыль, а николаевцам - разбитые дороги и загрязнение окружающей среды», - сказал Э. Волошинович.
Следует отметить, что среди всех грузов, перерабатываемых портами Украины, около 25% приходится именно на терминалы Николаева, а по зерновым грузам их доля составляет 27%. В абсолютных цифрах этот грузопоток исчисляется десятками миллионов тонн в год. И имеет стойкую тенденцию к увеличению. 
А это означает, что нагрузка на инфраструктуру города - дороги, мосты, коммуникации - будет увеличиваться. Хотя и сегодня она уже существенно превышает те величины, на которые первоначально была рассчитана. Как результат, мы имеем разбитое дорожное полотно наших улиц, мосты в аварийном состоянии и т. д. Ремонт этих объектов проводится за счет муниципальных средств, которых, мягко говоря, не хватает.
Так, по словам Э. Волошиновича, на сегодняшний момент для приведения в порядок автодорог города, ведущих только в порты Корабельного района (где и находится порт «Ольвия»), необходимо более 600 млн грн. В то время, как по разработанному Мининфраструктуры ТЭО инвестор-концессионер порта перечислит городу всего 78 млн грн паевого участия. 
Э. Волошинович подчеркивает, что только новый зерновой терминал мощностью 2 млн тонн, который планируется возвести в порту «Ольвия», потребует дополнительно увеличить транспортный поток до 300 автомобилей в день. Также нужно не забывать и о том, что на дороге, ведущей в этот порт, расположен мостовой переход, который имеет ограничение по грузоподъемности в 25 тонн. В то же время ни для кого не секрет, что сегодня загруженные под «завязку» автомобили-зерновозы превышают это ограничение, как минимум, вдвое.
А в Николаеве есть еще два моста: через Южный Буг и Ингул, которые находятся в весьма плачевном состоянии. Оба на балансе города. А для капремонта только Варваровского моста (он сегодня считается аварийным) нужно по самым скромным подсчетам 800 млн грн. Хотя некоторые эксперты утверждают, что эту цифру можно смело умножить на 1,5. 
Еще один значимый аспект - ухудшение экологии из-за увеличения грузопотока, проходящего через город. Но тут подсчеты проводить сложно. 
Зато можно с уверенностью сказать, что если сдача порта в концессию произойдет на условиях, разработанных Мининфраструктуры, то концессионер «снимет сливки», государство получит дивиденды, а все издержки лягут на город. 
Такое положение вещей сложилось еще и потому, что при разработке вышеупомянутого ТЭО были полностью проигнорированы предложения николаевской громады. Хотя соответствующие предложения направлялись и от городского, и от областного советов. 
Чтобы хоть частично исправить ситуацию, нужно, как минимум, изменить условия концессии. В Николаевской мэрии считают, что в первую очередь необходимо обязать будущего концессионера (кто бы он ни был) провести капремонт улиц города, ведущих к порту «Ольвия». Второй обязательный пункт - строительство соответствующих развязок на железной и автодороге.


Кто в приоритете: городская громада или олигархи? 

Полный текст вышеупомянутого ТЭО не разглашается, поскольку, по версии Мининфраструктуры, там содержится коммерческая тайна. Но следует учесть, что проблемы с загрузкой порта «Ольвия» возникли только в течение последних нескольких лет. По мнению аналитиков, такое положение дел сложилось неспроста: чиновники министерства делают это для того, чтобы показать неэффективность украинского менеджмента этого порта и тем самым облегчить передачу этого предприятия в концессию иностранному бизнесу. «Порт сегодня работает с грузами, которые не считаются высокодоходными: например, с глиной или щепой», - говорит Э. Волошинович.
Также, по словам экспертов, есть признаки того, что конкурс на передачу в концессию «затачивают» под конкретного покупателя. Им может стать как иностранная фирма, так и украинский олигарх, действующий через офшоры. Сокрытие условий конкурса - явный признак его непрозрачности. А «злые языки» говорят, что это вообще коррупционная схема.
«Закон, на основании которого принято решение о сдаче порта «Ольвия» (и полюс еще и Херсонского порта) в концессию, принят только в первом чтении. И это также признак непрозрачности. Странно, что этот хороший, перспективный порт хотят передать в концессию на условиях, которые не учитывают интересы громады», - говорит генеральный директор компании «НИБУЛОН» Алексей Вадатурский. А он уж, без преувеличения, может считаться первоклассным специалистом и в вопросах деятельности портов.
И действительно, у этого порта хороший потенциал: кроме большой территории и близости к морю, здесь есть возможности для сооружения новых причалов. Однако сегодня порт «Ольвия» работает малоэффективно: как уже отмечалось, грузопоток по итогам прошлого года упал вдвое. Посему главный месседж Мининфраструктуры - порту нужна концессия. 
Ну концессия, так концессия. Но почему бы не передать этот порт в концессию городу? Причем без всякого конкурса.
«Закон о концессии говорит о том, что передача объекта в концессию проводится преимущественно по результатам конкурса. Преимущественно, а не обязательно. А раз так, то есть возможность передать его в концессию городу вне конкурса, и Николаев к этому готов. Также мы готовы обеспечить развитие порта и выполнение условий министерства - ежемесячно выплачивать концессионные платежи», - говорит Э. Волошинович.
Если городу отдадут порт в концессию, то в качестве основных путей развития станет реализация нескольких программ. Во-первых, привлечение на взаимовыгодных условиях частного капитала, это позволит увеличить объемы перевалки грузов в разы (нечто подобное было внедрено несколько лет назад в «НМТ»). Для управления портом город создаст коммунальное предприятие, однако оно не должно заниматься стивидорной деятельностью, а только привлекать грузоотправителей и грузополучателей. В результате реализации такого сценария доходы в бюджет города только за первые 5 лет могут превысить 2 млрд гривень.
Во-вторых, по словам Волошиновича, упор нужно делать не столько на строительство нового зернового терминала, сколько на организацию технопарка, благодаря которому можно будет получать продукцию с высокой добавленной стоимостью. То есть на месте  обрабатывать материалы и сырье, и далее экспортировать уже готовую продукцию. Это в разы выгоднее. 
По подобному сценарию работают многие ведущие порты Европы: Роттердам, Гент, Гамбург. Там совладельцами портов являются как раз города, на территории которых эти порты стоят. «Мы способны обеспечить эффективное использование и развитие порта. А полученные от этого дополнительные средства станут источником для решения местных инфраструктурных и социальных проблем», - подчеркивает мэр города Александр Сенкевич.
В завершение будет уместным напомнить, что порт «Ольвия» - последний большой объект в Николаеве, который не передали частному инвестору и не разграбили. И отнестись к нему нужно с должным вниманием. 

Александр  МИРОШНИЧЕНКО.