воскресенье

15 сентября

2019 г.

Сообщить новость

22-Aug-2019 12:47

ЭКОНОМИКА (тема дня)

Михаил ЮДИН: «Первомайскдизельмаш - дело моей жизни»

1

По случаю 28-й годовщины Независимости Украины мы представляем на страницах нашего издания ОДО «Первомайскдизельмаш», являющееся флагманом отечественного дизелестроения. Через пять дней, 27 августа, его руководитель - председатель Наблюдательного совета Михаил Айзикович ЮДИН отметит свой знаковый личный юбилей - 70-летие со дня рождения. Мудрецы говорят: «Стремление человека формирует его судьбу». В силу своего характера, целеустремленности и трудолюбия М. А. Юдин прошел более чем полувековой путь вместе с заводом. Как лидеру предприятия ему выпало немало испытаний, ведь возглавлять его пришлось в непростой для всей украинской промышленности период. Но с честью выдержан экзамен, с успехом пройдена проверка на прочность, и своими делами он доказал высокую квалификацию и раскрыл настоящий дар топ-менеджера. Вся его трудовая биография насыщена творческими поисками и достижениями в работе. Своим отношением к делу он заслужил большое уважение коллектива, а для многих поколений молодых работников его трудовая деятельность может служить примером. При всех форс-мажорных обстоятельствах вот уже более 22-х лет он остается лидером. И это беспрецедентный для истории предприятия срок пребывания в такой ответственной должности. Михаил Айзикович часто делится своими соображениями о перспективах предприятия, о каких-то новых задачах, новых машинах со своей командой и коллективом. И люди видят, что вчерашние мечты генерального сегодня сбываются.

Надежный и уникальный бренд
в масштабах Украины и зарубежья

В 2019 году ОДО «Первомайскдизельмаш» отметило 144-ю годовщину со дня своего основания. За всю историю ему пришлось пережить немало разных событий, и в настоящее время каждый день диктует новые условия и заставляет быть во всеоружии. В свое время на предприятии провели реструктуризацию, которая включала в себя изменение структуры и системы управления с созданием дочерних предприятий. Внедрили систему менеджмента качества на базе международных стандартов ISO 9001, которая сегодня дает свои положительные результаты. Внедрили в производство ряд современных технологий, обновили выпускаемую продукцию и продолжают осваивать новые ее виды, а также направления в работе.
Сегодня, в тяжелые времена перемен, вопреки всем невзгодам Первомайскдизельмаш традиционно работает в секторе производства и поставок энергетических установок. Сохраняет специализацию и коллектив, совершенствует свою продукцию. И смотрит в будущее с оптимизмом. Ведь выпускаемая продукция - когенерационные установки на возобновляемых источниках энергии - имеет сегодня большую перспективу. Это надежный и уникальный бренд в масштабах Украины и зарубежья!

Юбилей настоящей мудрости

Талантливый руководитель, прекрасный организатор, порядочный и мудрый человек - говорят о М. А. ЮДИНЕ друзья и коллеги. Преданность избранному делу, профессиональная дипломатия, активная жизненная позиция, новаторский подход снискали ему заслуженный авторитет и уважение в обществе. Через пять дней он вступит в знаковую дату своей жизни. 70 лет - это юбилей настоящей большой мудрости. Сегодня заводчане говорят, что для себя они не разделяют: Первомайскдизельмаш для них - это Юдин, а Юдин - это Первомайскдизельмаш.

Вся трудовая биография Михаила Айзиковича вот уже 53 года неразрывно связана с предприятием «Первомайскдизельмаш», насыщена творческими поисками и достижениями в работе. Он неоднократно избирался депутатом, членом исполкома Первомайского городского совета, а сегодня является членом правления Николаевской областной организации работодателей «Промышленники и предприниматели Николаевщины».

Михаил Юдин внес значительный вклад в развитие своего предприятия, в стабилизацию работы коллектива во всех сферах его деятельности. Это реструктуризация предприятия, диверсификация рынков сбыта, внедрение новых технологий, форм управления и системы менеджмента качества на базе международных стандартов ISO 9001, это и освоение новой выпускаемой продукции. Впервые в Украине на ОДО «Первомайскдизельмаш» освоено производство когенерационных установок с использованием в качестве моторного топлива нетрадиционных его видов и возобновляемых источников энергии для производства тепла и электроэнергии. Новая продукция стала основой разработанных на предприятии инновационно-инвестиционных проектов, поставок в рамках реализации проектов модернизации теплоэнергетики и проектов Совместного Внедрения. Все это позволило улучшать структуру производства, сохранять специализацию, осваивать новые рынки сбыта.

В 2005 году Михаил Айзикович Юдин защитил кандидатскую диссертацию, а в 2013-м - докторскую с присвоением научной степени доктора экономических наук по специальности «Экономика и управление национальным хозяйством», в 2015 году ему присвоено научное звание доцент. Его сфера научных интересов: энергоэффективность в машиностроительной отрасли. Вопросы энергоэффективности на первом плане как при создании новых моделей выпускаемой продукции, так и при ее производстве и внедрении в эксплуатацию.

За большую работу с заказчиками и партнерами по продвижению выпускаемой энергоэффективной продукции, повышению ее конкурентоспособности и качества, популяризации форм и методов управления, весомый личный вклад в научно-техническое и социально-культурное развитие, активную общественную деятельность Михаил Юдин неоднократно отмечен со стороны ряда министерств Украины, органов местного самоуправления, общественных и неправительственных организаций.

За высокие трудовые достижения в области машиностроения, многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм, весомый личный вклад в развитие отечественного машиностроения имеет государственные награды: в 2002-м ему присвоено почетное звание «Заслуженный машиностроитель Украины»; в 2005-м награжден Почетной грамотой Верховной Рады Украины; в 2009-м за значимый личный вклад в социально-экономическое развитие украинского государства, высокие трудовые достижения в отрасли машиностроения и в честь 18-й годовщины со Дня независимости Украины он награжден «Орденом за заслуги» III степени.

Безусловный авторитет сам по себе созидателен

- Михаил Айзикович, чем и как в последнее время живет Первомайскдизельмаш?

- Живет надеждой, что будем поняты. Все время пытаемся доказать, что мы нужны. Часто нам это удавалось. Но хочется большего.
Почему считаем, что нужны? Во-первых, Первомайскдизельмаш - старейшее предприятие Украины с более чем 140-летней историей, работает! Завод не сдан в металлолом, на его территории не пасутся козы, как случилось со многими. Я учился в Одессе. И помню известнейшие заводы, единственные в Союзе, на которых бывал, проходил практику. Сегодня они - с выбитыми глазницами, разрушенными корпусами, где можно снимать фильмы ужасов о войне. То, что мы есть и весь комплекс, и коллектив сохранены, это уникальная ситуация.

Во-вторых, при всех трудностях, какие испытали в конце девяностых, мы обречены были умереть. Тогда прекратилось судостроение.

На все судостроительные предприятия Союза завод поставлял свою продукцию. И три николаевских верфи, и Херсонская, и Керченская прекратили выпуск крупных судов. Вместе с ними плачевная судьба небытия ждала и Первомайскдизельмаш: судостроения нет, и мы не нужны. Но мы воспротивились! Не сдались! Перешли на стационарную энергетику, разработали газовые двигатели, сделали когенерационные установки. Они сегодня применяются на теплогенерирующих и промышленных предприятиях с использованием природного газа, на объектах нефтедобычи с использованием попутного нефтяного газа, в агрокомплексе с использованием биогаза и биодизельного топлива из масел растительного происхождения. Когенерационные установки позволяют обеспечивать потребность в электрической и тепловой энергии, в том числе с использованием альтернативных видов топлива, которые являются отходами агро- и промышленного производства, и значительно повышают энергетическую безопасность любого производства. Разработка, внедрение и применение когенерационных установок - весомый шаг на пути к энергосбережению, и мы готовы гибко реагировать на вызовы времени, внося свой вклад в повышение энергоэффективности и достижение энергонезависимости нашей страны. Поставляем продукцию на коммунальные теплогенерирующие предприятия, которые на своих котельных могут иметь собственную электроэнергию и быть независимыми, получать более дешевое тепло и не повышать тарифы. В Украине в этой сфере работают более 80 наших установок, вырабатывающих электроэнергию и тепло. Не так давно где-то половину объемов своей продукции продавали за счет государственных и областных целевых программ, то есть за счет бюджета. Но в последнее время государством на эти цели ничего не выделяется. А значит, и наши доходы сократились почти вполовину.
Хотелось бы привлечь больше внимания к выпускаемой энергоэффективной продукции компетентных органов, отвечающих за процессы разработки и реализации государственных и региональных программ энергоэффективности и энергосбережения, а также к финансовому обеспечению этих программ. Ведь потенциальные заказчики, в силу отсутствия собственных средств и без поддержки, не имеют возможности закупать выпускаемые когенерационные установки.

А мы снова устремляемся вперед и не стоим на месте. У нас есть энергетические установки, работающие на свиноферме за счет отходов производства, на сахарном заводе - за счет утилизации отходов. В Прибалтике из отходов древесины получают газ, который подается в наши агрегаты, вырабатывающие электроэнергию и тепло. Наши машины есть в Италии, работающие на растительном масле. Можем работать на шахтном метане. Мы не просто кричим: посмотрите на нас! А говорим: посмотрите, что можем! Более 20 лет я руковожу предприятием. Много сменилось за это время правительств. Иногда слышал в ответ: «Да что вы тут со своими дизелями… Надо будет - купим в Японии». Но в Японию отдадите валюту, а здесь заплатите отечественному предприятию, которое перечислит налоги, даст зарплату… Теперь вот ждем следующее правительство. Слава Богу, еще не устали доказывать свою нужность, актуальность, значимость в сферах машиностроения и энергосбережения!

- Назовите, пожалуйста, знаковые, ответственные, почетные заказы последнего времени

- В 2018 - 2019 годах особое внимание уделяем вопросам расширения области применения выпускаемых когенерационных установок. В результате достигнуты наработки и договоренности по их применению в проектах повышения энергоэффективности в секторе централизованного теплоснабжения, которые внедряются пока за счет средств кредита Всемирного банка. Не так давно, таким образом, для Каменец-Подольского коммунального предприятия поставили три двигателя. Там самая крупная в Украине и вторая в Европе теплоэлектростанция мощностью в 45 МВт, где применено разнообразное отечественное и импортное оборудование. Очень интересный заказ оказался. Особенно требования: доказать, что можем, что продукция качественная и не подведет! С задачей справились!

- А на международном рынке какие интересные проекты делали?

- Таких несколько: упоминаемый мной проект работы наших машин на генераторном газе в Прибалтике. Ноу-хау - запрос итальянцев изготовить энергетические установки, работающие на растительном масле. И мы их сделали. Сегодня сложно работать на международном рынке из-за общей политической ситуации. Международные партнеры считают, что Украина в зоне бизнес-риска, и те же итальянцы пока воздерживаются от наших предложений по этой причине. Ранее у нас были интересные проекты во Вьетнаме по использованию попутного газа нефтедобычи. Много поставляли своих установок в арабские страны, где есть газ, нефть и нет электроэнергии.

Единственный и уникальный

- Михаил Айзикович, в чем все-таки уникальность Первомайскдизельмаша и в чем преимущества его продукции?

- Я раздобыл интереснейшие документы, проспекты, когда в 1905 - 1907 годах на международных выставках в Париже, Марселе нефтяные двигатели завода, продолжателем которого является Первомайскдизельмаш, получали гран-при, золотые медали. Вот здесь, в Первомайске Николаевской области, на этой земле более 100 лет производят двигатели внутреннего сгорания, работающие на сырой нефти, на различном газе, отходах древесины… С 1956 года делаем судовые дизельгенераторы… Сегодня выпускаем энергоэффективную продукцию - когенерационные установки на базе двигателей внутреннего сгорания. Предприятие постоянно совершенствует свою продукцию. В этом уникальность. Мы ЕДИНСТВЕННЫЙ сохранившийся в Украине завод, который выпускает двигатели! Нашими главными конкурентами являются компании Европы, а не СНГ. Машины Первомайскдизельмаша уникальны. Во всем мире взят курс на повышение числа оборотов двигателя и быстрой отдачи машины, что резко снижает срок ее жизни. У нас же машина - малооборотная и тихоходная. И за счет этого она надежная, у нее высокий ресурс - срок службы до капитального ремонта. Мы идем путем не изменения двигателя, а его совершенствования до уровня мировых образцов. И во многом нам это удается.

- Скажите, где больше востребованы сегодня ваши дизельгенераторы и установки на внутреннем рынке или международном?

- В истории предприятия значится, что мы поставляли продукцию в 40 стран мира. Но это было давно. Свои машины на международных просторах до сих пор обслуживаем: посылаем запчасти и своих специалистов. Даже 10 лет назад доля экспорта была 65 - 70%. Большая часть уходила в Россию. Там очень хорошо себя зарекомендовали наши двигатели на крайнем Севере, в тундре, на Дальнем Востоке. Хотя были и российские заводы, но те, кто эксплуатировал, хотели именно нашу машину. Им с ней было удобно и надежно. Пять лет назад этот экспорт прекратился, и эта одна из причин, почему экономика нашего предприятия сегодня желает быть лучше.

При правильном подходе спрос на нашу продукцию мог бы быть на внутреннем рынке очень высоким. Многим украинским предприятиям нужна наша машина. Они хотят ее иметь. И мы бы замечательно жили. Но нет средств. Коммунальщики отдают все, что зарабатывают, на расчеты за газ. Взять кредит им крайне сложно. Есть примеры, когда мы уже машину сделали, она стоит готовая к отгрузке, а кредит заказчик не получил. Потребность большая в Украине, а покупательские возможности мизерные.

- Кто является покупателями ваших машин в Украине и за рубежом?

- В Украине - предприятия коммунальной энергетики, потому что при самой высокой цене на газ и электроэнергию срок окупаемости нашей продукции все равно до трех лет. Это данные тех, кто использует наши установки. Потребителями является также частный бизнес: стекольные, кирпичные, фарфоровые заводы. Все, кто нуждается в большом объеме электроэнергии и тепла - наши потенциальные покупатели. Среди них и те, кто готов приобретать биогазовые установки для получения дешевой электроэнергии.
За рубежом - спрос там, где нам удается доказать, что украинская машина не хуже.

- Интересно, в чем несоизмеримость гидроэлектростанций и ваших двигателей?

- Гидроэлектростанция дает самую дешевую электроэнергию, но очень дорогую по первоначальным капиталовложениям. Срок ее окупаемости десятилетия. Очень дешевая атомная электроэнергия. Там срок окупаемости еще больше. Теплоэлектроцентрали нуждаются в дорогом мазуте. Окупаемость же нашей машины 2 - 3 года. Но это малая энергетика, локальные мощности. Мы не решаем глобальные задачи, как ГЭС или АЭС и даже турбины. У нас мощностной ряд от 300 до 800 киловатт для автономности энергообеспечения. Но локальные мощности во всем мире очень востребованы, и их доля в общем объеме энергорынка в развитых странах растет. Для Украины вопросы энергоэффективности первостепенны, ведь это энергетическая независимость страны.

- Какую модернизацию за последние годы претерпел Первомайскдизельмаш? И несколько слов скажите о внедренных инновациях.

- Есть такое выражение: не до жиру - быть бы живу. У нас на серьезное развитие технологий нет возможностей. Все предприятия машиностроения, которые знаем и посещаем, входят в крупные финансово-промышленные группы и имеют солидные инвестиции для развития. Наш завод старенький. Нужно поддерживать основные фонды: фундаменты, стены, крыши, сети, дороги. Дай Бог, сохранить то, что имеем. А в части инноваций в продукции применяем, например, немецкую систему зажигания, газовую аппаратуру, австрийские материалы для подшипников, чешские трубокомпрессоры, электронные системы зажигания. Все это инновационные комплектующие, которые обеспечивают соответствующие мировым стандартам показатели работы двигателя. А сама наша машина - она и так надежная.

Долгожданный секрет в действии

- Какие прогрессивные идеи манят, влекут вас и завод?

- Сегодня занимаемся интенсивно новыми видами топлива. Например, у финнов есть секретная бактерия. Они добавляют ее в отходы сельского хозяйства и животноводства. Начинается интенсивное выделение газа метана. На нем готов работать наш двигатель.
Или возьмем пиллеты из отходов древесины. Мы доказываем, что не выгодно их сжигать в котлах. Сегодня изготавливают газификаторы, при помощи которых из древесной стружки получают газ, на нем также способны работать наши двигатели. Мы занимаемся всеми перспективными видами топлива и доказываем, что у нашей машины большая будущность.

Открою секрет для «Южной правды»: есть технология и предприятие, занимающееся переработкой использованных шин. В процессе также получают газ, на котором работают наши машины. В ближайшее время начинаем у себя на заводе монтаж такой установки, перерабатывающей шины, чтобы в комплексе испытывать ее в работе на базе наших двигателей. Для потенциальных заказчиков наглядная картина: они не только берут нашу продукцию, дающую жизнь этой энергетической установке, а и получают существенную экономическую выгоду.

- Где и вопреки невозможному ваши машины не просто работают, превышая все сроки службы до капремонта, но и эффективны?
- В Хмельницком, областном центре, на разных котельных работают 15 наших двигателей. В разные годы они приобретались. Специалисты подтверждают, что они эффективны и выгодны в производстве. В Каменец-Подольске подтвердили свою эффективность уже шесть наших машин. Люди видят пользу.

Одно время я активно хотел внедрить наши двигатели в коммунальную сферу Николаевщины. С покойным мэром Николаева Владимиром Чайкой мы начали программу и поставили два двигателя в котельную, расположенную в Лесках. Еще было предусмотрено пять проектов по Николаеву в его время правления. И если бы была добрая воля властей, они реализовались бы. Все зависит от желаний первых лиц государства или местной власти. Если первое лицо считает нужным, наша продукция успешно применяется. Если нет, увы.

География использования первомайских дизельгенераторов и установок - вся Украина.

Во Вьетнаме 48 наших двигателей работают очень долго. Если по нашим техническим условиям мы даем 80 тысяч часов службы до капремонта, то они проработали уже по 120 тысяч, превысив все сроки эксплуатации в полтора раза. Все стремительно обновляется. И во Вьетнаме тоже ищут замену этим технологиям. Нам нужно опережать время. Искать новые рынки сбыта, новых потребителей, а для этого совершенствовать продукцию.

Главным сдерживающим фактором развития является не то, что мы чего-то не знаем или не можем. Огромный дефицит кадров!!! Когда я приехал на завод, окончив Одесский политехнический институт, вскоре появились специалисты из Харьковского политехнического, Новочеркасского машиностроительного… Каждый год вливалась в производство группа молодых инженеров. Профессия рабочего была очень престижной. Многие становились слесарями, станочниками. Люди хотели идти на завод: гудок гудел, труба дымила. Веяло романтикой из фильмов. Сегодня этот труд неперспективный. Наши многие специалисты и рабочие уже в возрасте. А новых находить крайне сложно. Когда говорят: давайте развивайтесь, внедряйте! Но совершенствовать производство должны профессионалы, которых, увы, нет или не хватает!

- Михаил Айзикович, расскажите, пожалуйста, о зоне рискованного машиностроения Первомайскдизельмаша.

- В Украине помимо рискованного земледелия есть зона рискованного машиностроения. Скажем, я нашел заказчика. У нас крупная наукоемкая продукция единичного характера, так как под каждый проект делаем определенные доработки под конкретные требования и условия. Мы убедили покупателей, нашли общий язык и начинаем производство. И вдруг - им отказали в кредите. А мы уже начали делать машину…

Или есть контракт. Сменился менеджмент. И они говорят: нам это не надо. А машина-то почти готова.
Делая каждое изделие, идем на определенный риск. Чтобы выпустить нашу машину с нуля, требуется девять месяцев. Кто столько будет ждать? Поэтому, чтобы выжить, я должен определенное количество двигателей, причем разных, на свой риск сделать до высокого уровня готовности. И когда находится заказчик, в минимальный срок выпустить. Но он может и не найтись, а в машину вложены уже большие деньги. В этом суть рискованного машиностроения для нас! Меня в коллективе называют авантюристом. Но, не идя на риски, завода уже не было бы.

Здравый авантюризм

- Михаил Айзикович, что касается вашей здравой авантюры, какие риски оправдали себя спустя время в вашем Деле и принесли успех?

- В наше время и в нашем бизнесе просто невозможно без здравой авантюры. И даже не интересно! Есть предприятия, где зарубежный заказчик привозит заранее готовый материал, говорит, что из него изготовить, пошить, и сам забирает, реализует. Даже не знаю, как бы я скучно жил! И материал есть, и модель, и заказ, и заберут. Только надо организовать процесс. А когда необходимо все самому: задача повышенной сложности, зато интересно! Работа может сорваться на любом этапе своего пути. А ты за штурвалом производства и смотришь наперед, чтобы не случилось никакого ЧП, а если и произошло, спешишь исправить.

Расскажу давнюю историю. Встретился я с заказчиками из Салехарда. Они хотели машину в блоке. Мы всегда поставляли сам агрегат, а здание строилось, подводились сети, коммуникации. Они же требовали свое. Им нужно привезти блок в полной готовности, подвести трубу с топливом и запустить в эксплуатацию. Мы такое никогда не делали. И даже если бы производили, блок весит 60 тонн, на заводе нет грузоподъемных средств, чтобы его погрузить. Срок нам дали месяц, чтобы продукцию перевезти по замерзшим рекам. Оплата за заказ была заманчивой и весьма существенной. По дороге на предприятие придумал, как блок погрузить: арендуем железнодорожную платформу и сразу на ней все монтируем. Я собрал конструкторов, производственников, технологов… Они в ответ: четыре месяца хотя бы. Когда услышали месяц, хором сказали - невозможно. Но я уже заключил договор с партнерами. Начался интереснейший кусок жизни. Пошел в сборочный цех и объявил: народ, скажите женам до свидания на 30 дней. В цехе расставили раскладушки, к станкам привозили еду. Три раза ежедневно в сборке шли совещания. Через 25 дней мы эту платформу выкатили с завода. Была чистейшей воды авантюра. Но мы заказ сделали. Без чертежей! Конструкторы стояли в цехе и диктовали: трубу гни так, сварку делай вот так, а ты иди и рисуй. Пока коллега еще рисовал, конструкция уже готовилась.

Документация ведь тоже требовалась. Казалось, нарушение всего процесса производства. На грани фантастики. Но построенный блок оказался безупречно качественным и до сих пор работает.

- В Украине мало кто решается делать бизнес на сложнейших технологиях: рискованно, затратно, отдачи ждать долго. Если бы все начинали сначала, вновь бы сделали ставку на Первомайскдизельмаш или как?

- В школе очень хотел быть астрономом, потом экономистом, которым таки стал в зрелом возрасте. Лет десять назад, будучи в одном из санаториев, беседовал с психотерапевтом, многое обсуждали. И врач спросила: хотите лет на 30 вернуться назад? Я ответил: нет. Как, стать моложе на 30 лет нет соблазна? Нет, - повторил я. Жизнь прожита, как сложилась. И удовлетворен тем, что сделал.

Я - машиностроитель. Это моя профессия. И вся моя жизнь! Верю в предназначение каждого человека. Я есть тот, кто есть. Сделал, что сделал. Я реализовал себя!

Менеджер
переходного периода

- Скажите, Михаил Юдин - это представитель красного директората или современный кризис-менеджер? Кем считаете себя?

- И тем, и другим! Воспитан я был в той советской системе. Воспринял очень многие черты, которым соответствовал красный директор: авторитаризм в управлении, неприемлемость пассивного отсиживания от звонка до звонка на работе, нетерпимость пьянства, назначение сжатых сроков и жесткие требования выполнения задач. Когда началась рыночная экономика, уловил, в чем мне нужно измениться. Часто на совещаниях своим подчиненным, коллегам моложе меня говорю: ребята, это вы мне должны креативность демонстрировать, зажигать на новое, а вы остаетесь консерваторами. Все-таки ту часть менеджмента, присущую плановой экономике, красному директорату, нельзя полностью вычеркивать. Лучшие черты управленца тех времен сохранил, приобрел новые: гибкость, лояльность в руководстве, отказался от нетерпимости. Может, спустя время, нужен будет чистый кризис-менеджер. А пока я - менеджер переходного периода.

- А если брать украинское машиностроение, то Михаил Юдин, кто в этой отрасли: капитан, генерал
или ???

- У меня есть государственный титул «Заслуженный машиностроитель». Я выбрал эту профессию и всю жизнь в ней работаю. В 16 лет учеником слесаря пришел на это предприятие. Когда у меня спрашивают, сколько ты здесь работаешь, в шутку отвечаю: столько не живут. 53 года уже на Первомайскдизельмаше. Когда я стал генеральным, на нашем предприятии ликвидировали секретный отдел. И мне начальник этого отдела, человек в солидных летах, заметил: хочешь заглянуть в тайну? В сейфе лежал конверт с сургучной печатью. Только начинается война - конверт вскрывается. В нем приказ о присвоении директору завода звания генерала и генеральские погоны. Слава Богу, конверт так и не был вскрыт, меня не постигла участь генерала, но в ряде поступков я - человек авторитарного склада характера.

… Отвечу на ваш вопрос словами постороннего человека, самому давать себе оценку неловко. Одно известное в Украине машиностроительное предприятие отмечало свой юбилей в Одесском оперном театре. Там была элита Одессы. Среди гостей присутствовал мой сын. Он не занимается машиностроением. По специальности юрист. И когда руководитель предприятия-юбиляра вызвал его на сцену для поздравления, сказал: «Пока Зореслав Михайлович идет, замечу, что он сын известного и уважаемого в Украине машиностроителя». Знаете, такая оценка постороннего мне человека дорогого стоит.

- С учетом того, что Первомайскдизельмаш является стратегическим предприятием для экономики Украины, какой, по-вашему, должна быть политика правительства к предприятию, 40% продукции которого идет на экспорт? Что нужно, чтобы поддержка национального производителя в Украине была действенной и реальной?

- Ну, во-первых, я не отношу наш завод к стратегически важным для экономики страны. Во-вторых, тем предприятиям, которые выжили, нужна помощь. Когда я бывал в высоких кабинетах власти, просил не деньги, а сделать две вещи: помочь тем, кто нуждается в продукции нашей промышленности; и не мешать странными законами и решениями. По данным официальных источников, 85 - 95% промышленной продукции, потребляемой в Украине, - импортная. Мы что не можем? Создайте условия, чтобы предприятия работали!

Моя головная боль - это уровень оплаты труда наших людей. Ведь те специалисты, которые еще остались на заводе, их умы и руки достойны более высокой материальной оценки труда, но по всем выше перечисленным причинам она оставляет желать лучшего.

Будем жить!

- Поделитесь, пожалуйста, своим видением будущности Первомайскдизельмаша.
- Мы будем жить! А значит - выпускать то, что придумаем, находить заказчиков, сохранять коллектив. Завод - это Дело моей жизни. Я остаюсь на посту! Первомайскдизельмаш, как живой организм, причисляю к органике, которая в свое время уходит. Мы - не боги. Просто люди. Но наш коллектив профессионалов продлевает его жизнедеятельность. Уже не раз мы вдыхали в него новую жизнь. Наша задача сегодня не просто продлить ее еще и еще, снова и снова! А быть впереди!

P.S. После интервью хочется от имени редакции «Южная правда» сделать послесловие. Благодаря исключительному управленческому таланту Михаила Айзиковича ЮДИНА, его трудолюбию, предприимчивости, инициативности и способности нестандартно мыслить, умению чувствовать время и потребности рынка Первомайскдизельмаш смог не только выстоять и сохранить основное направление деятельности, но и завоевать статус прогрессивного предприятия, одного из ведущих разработчиков и производителей наукоемкой машиностроительной продукции, поставляемой на предприятия Украины и дальнего зарубежья.

М. А. ЮДИН - блестящий представитель славной плеяды гендиректоров, менеджеров старой закалки, для которых предприятие - это и любимое детище, и смысл жизни. Вместе с тем он даст фору любому лидеру новой формации: прекрасно образованный, прогрессивно мыслящий, обладающий умением не только предвидеть будущее, но и активно влиять на него. Успех Первомайскдизельмаша тесно связан с его деятельностью. Благодаря ему на предприятии сложилась уникальная атмосфера научного творчества, взаимопонимания и сотрудничества, которая и определяет вклад коллектива в развитие отечественного двигателестроения.

Вся жизнь М. А. ЮДИНА - увлекательная повесть об умении выдвигать новые идеи и побеждать, подбирать талантливых единомышленников, находить наиболее эффективные решения сложнейших технических задач.

Вдало обрана стратегія Ігор Катвалюк, президент РТПП Миколаївської області:

- Мені пощастило зустріти таку порядну людину і професійного керівника, як генеральний директор ТДВ «Первомайськдизельмаш» - Михайло Юдін.

Ми знайомі майже 15 років. І за цей час почесний машинобудівник України проявив себе з найкращого боку. Очолювати таке велике і унікальне для України підприємство, як Первомайськдизельмаш, справа з нелегких. Адже в країні були різні економічні кризи, з якими впевнено впорався Михайло Юдін.

Генеральний директор Первомайськдизельмашу майже 20 років активно бере участь у розвитку ТПП України та РТПП Миколаївської області. Адже Первомайське підприємство є членом палати практично від дня заснування.

Займатися улюбленою справою, вносити свій вклад в економіку України, розвивати промисловість і при цьому почуватися щасливим. Саме така життєва позиція у Михайла Юдіна, і я цю точку зору поділяю.

Діяльніть РТПП Миколаївської області та ТДВ «Первомайськдизельмаш» в чомусь співпадає. Ми прагнемо розвинути економіку України сучасними и високоефективними методами. І з огляду на те, що наші підприємства стрімко розвиваються, означає вдало обрану стратегію.

У нас з Михайлом Юдіним єдина мета - покращити життя українців. А зробити це можна лише щоденною кропіткою працею на благо країни.

Известность в Украине
и за ее пределами

Александр ШПИЛЬ, генеральный директор Николаевской областной организации работодателей «Промышленники и предприниматели Николаевщины»:

- Познакомился с Михаилом Айзиковичем Юдиным в 1997 году, будучи заместителем председателя облгосадминистрации, в период подготовки к проведению общего собрания акционеров, на котором он был избран генеральным директором - председателем правления общества.

Порядочный человек. Ему присуща хозяйственная жилка, инициативность, компетентность при определении главных направлений развития предприятия. Под его руководством, несмотря на общеизвестные проблемы ведения бизнеса на протяжении более чем 20 лет, удалось сохранить предприятие, а главное коллектив. ОДО «Первомайскдизельмаш» остается известным в Украине и за ее пределами специализированным машиностроительным предприятием, на котором не только продолжается совершенствование выпускаемой продукции, а также и освоение новых видов, ведется структурная перестройка, активно идет поиск потенциальных заказчиков и реальных путей роста производства.Благодаря своим личным и профессиональным качествам он получил доверие руководителей предприятий - членов областной организации работодателей, которые избрали его членом правления организации. Со своей стороны мы всегда готовы помочь и поддержать.

Менеджерский талант и дипломатическое искусствоАлександр Топчий, заслуженный журналист Украины:
- Мы хорошо знакомы не менее четверти века. Все эти годы Михаил Айзиковивич Юдин не переставал удивлять - в хорошем смысле слова. На журналистском пути я не встречал человека, в котором бы столь органично сочетались серьезные экономические знания с глубоким пониманием литературы, искусства. Менеджерский талант с природным чувством такта. Дипломатическое искусство с твердыми, иногда жесткими управленческими решениями. Наукоемкое, энергозатратное, сложное предприятие (когда аналогичные заводы почили в бозе) он провел через «застой», «перестройку», распад Союза, минимум три экономических кризиса, не утеряв при этом высокой, всемирно известной марки продукции Первомайскдизельмаша. Иногда думаю, будь у нас побольше таких руководителей, иной бы вид имело украинское машиностроение.

М. А. Юдиным уже вписана весомая страница в историю промышленных достижений Николаевщины. И как славно, что история эта продолжается, ибо его судьба неразрывно связана с Первомайскдизельмашем, которому он посвятил жизнь.

Светлана ЧЕПУРНЕНКО