воскресенье

15 сентября

2019 г.

Сообщить новость

15-Aug-2019 12:23

ВЛАСТЬ (топ)

«Укрпочта». Дорогу осилит идущий

2

ГАЗЕТЫ И ПОЧТАЛЬОН: ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МОНЕТЫ

В нашу жизнь стремительно и прочно вошли новые способы коммуникации. Так, юное поколение, днюющее и ночующее с гаджетами, уже имеет смутное представление о таких атрибутах недавнего прошлого, как, к примеру, телеграмма. Однако новое сегодня все же мирно сосуществует с традиционным и привычным. Примером тому и наша газета.

Стараясь шагать в ногу со временем, мы еще более 10 лет назад выпустили Интернет-версию «Южной правды». А уже сегодня газета стала печатной версией нашего нынешнего Интернет-ресурса (т. е. до бумаги доходит лишь небольшая часть материалов, размещенных на нашем сайте). Однако появление сайтов не отменило газеты, а для некоторой категории читателей не заменит их никогда. Просто пресса заняла свою устойчивую нишу в усложнившейся системе СМИ, где каждая категория читателей может получить информацию в удобной для себя форме.

Вот и вы, уважаемый читатель, держите перед собой газету. И вам ее, скорее всего, принес почтальон. А «Южную правду», как подписное издание, выбирают подписчики, используя возможности «Укрпочты». В этой традиционной цепочке на доставке лежит большая ответственность. Газета - сложный продукт коллективного труда может превратиться в макулатуру, если подведет почтальон.

Отношение газетчиков к почте двойственное. С одной стороны, мы всегда ценили и уважали труд почтовиков и прославляли его. С другой - часто критикуем за проблемы с доставкой. С одной стороны - сетуем на высокие тарифы. С другой - хотим видеть ее сильной и конкурентоспособной (потому что в нашей стране никто кроме «Укрпочты» не оказывает услуг, связанных с доставкой прессы).

Эти ножницы наших отношений возникли с тех пор, когда появилась т.н. рыночная экономика. На наших глазах за 30- летний период «Укрпочта» повторяла судьбу многих госпредприятий - хирела, сдавала позиции, уступала более мобильному частному бизнесу, вытеснявшему в тех немногих направлениях, которые имели высокую рентабельность в системе почтовых услуг и пересылок.

При этом «Укрпочта» оставалась одной из крупнейших госпредприятий в Украине. Имела сложную сеть, включая самые отдаленные села. Частный бизнес не шел в украинскую глубинку - нерентабельно. Большие расстояния, убитые дороги, незагруженные работой отделения - это только малая часть проблем для работы в селе. Что тут уже говорить о модернизации, ремонтах, оплате коммунальных услуг и расходах на содержание помещений…

Вникнув во внутренние противоречия предприятия, один эксперт назвал «Укрпочту» - зеркалом, где отражаются все проблемы Украины. Нелестная репутация для бизнес-структуры, которой нужно конкурировать на рынке.

Будем справедливы. Мы, газетчики, видя свои проблемы в контексте почты, не замечали их проблем. Признаемся, что последний разговор с руководителем областной дирекции состоялся на страницах газеты лет 20 назад. Мы постараемся наверстать упущенное. Тем более, что есть повод - в июле исполнилось три года, как у руля «Укрпочты» оказалась команда Игоря Смелянского, нашего соотечественника, долгие годы жившего и работавшего в США. Это амбициозные кризисные менеджеры, которые не против, чтобы их считали в своем роде революционерами. В основном, это руководители нового, «западного», образца, имеющие успешный опыт в отечественных коммерческих и банковских структурах. Один из них наш гость - руководитель Николаевской дирекции «Укрпочты» Егор Косоруков, интервью с которым мы предлагаем в сегодняшнем номере «Южной правды».

С 2000 года Егор Евгеньевич работал в различных банковских структурах, руководил коммерческим предприятием. В своей карьере ему приходилось решать задачи, когда стартовать приходилось с отрицательного результата. Возможно, его умение идти от «минуса» к «плюсу», добиваться результата в кризисной ситуации и стало причиной того, что он оказался в кресле руководителя «Укрпочты» одного из самых проблемных регионов Украины.

СОВРЕМЕННОЕ ЛИЦО УКРПОЧТЫ

- Егор Евгеньевич, «Укрпочта» - одно из крупнейших госпредприятий, своего рода государство в государстве. Большая структура - большие трудности. Ваша команда пришла под девизом радикального реформирования. В чем, на Ваш взгляд, главная проблема «Укрпочты»?

- Вы правы. В количественном отношении масштабы нашей компании впечатляют. «Укрпочта» насчитывает 11 500 отделений в стране. У нас работают более 70 тысяч человек, из них около 40% - почтальоны. Только в Николаевской области насчитывается 320 стационарных объектов почтовой связи, у нас работает две тысячи человек. К примеру, у нашего конкурента - частной компании «Новая почта» по Украине более четырех тысяч отделений, сосредоточенных, в основном, в крупных административных центрах.

Что касается проблем, их у нашей большой структуры немало. Но львиная их доля - следствие того, что предприятие долгие годы, десятилетия было монополистом, выполняя множество услуг. А это чревато - когда нет второго участника рынка, это расслабляет. Отсюда, к сожалению, и наши прорехи, доставшиеся в наследство от «ненавязчивого советского сервиса», - случаи некорректного поведения персонала, грубость, неуважение к клиенту, обсчеты, обман и даже воровство. В настоящее время стратегия предприятия в корне изменена и стоит задача укрепить, вернуть утраченные позиции «Укрпочты», но при этом кардинально улучшить качество услуг, сделать их конкурентоспособными, соответствующими вызовам сегодняшнего дня. В нынешних условиях, когда на рынке уже работает ряд почтово-логистических предприятий, продолжают завоевывать позиции новые участники, конкурировать с ними крайне сложно. К примеру, уверенно заявляет о себе «Justin» - подразделение компании группы «Fozzy» (в состав которой входит сеть магазинов «Сильпо»), обладающее колоссальными финансовыми ресурсами. Словом, недавно вышел еще один конкурент. И хотя по большому счету конкуренция - это хороший стимул, предполагающий новые идеи, современные подходы, позволяющие не стоять на месте, эффективно развиваться, все же требует быстрых и не всегда популярных решений в изменении нашей внутренней структуры.

- Торговля в интернет-магазинах переживает настоящий бум. Вероятно, сегодня на рынке наиболее востребованная почтовая услуга - доставка покупок? Именно в этом сегменте идет самая жесткая конкуренция?

- Не только. Вообще у всех конкурентов, как правило, свои направления. К примеру, «Новая почта» - это посылки, перевод денежных средств, у других - посылки, перевозки и еще ряд несложных услуг. На счету у «Укрпочты» более 50 видов продукта, благодаря чему мы охватываем весь существующий спектр почтовых услуг на рынке. Сегодня наше предприятие оказывает как традиционные почтовые услуги, связанные с пересылкой и доставкой, так и, к примеру, ввело новые сервисы по переводу средств между банковскими карточками и оплате услуг он-лайн на сайте компании.

- На рынке посылок, какой процент услуг у «Укрпочты»?

- Думаю, порядка 30 процентов, у «Новой почты» - до 50, остальное делят другие предприятия.

- С 2009 года «Новая почта» в сегменте почтовых пересылок заметно потеснила «Укрпочту» и даже стала лидером рынка экспресс-доставки в Украине, начав свой бизнес за несколько лет до этого почти с нуля. Получается, что конкуренты умело сыграли «на слабостях» недальновидной и неповоротливой политики предыдущего руководства «Укрпочты», не сумевшего оседлать волну нарастающегося спроса на эту услугу? Рынок любит тех, кто первый угадает его потребности. В последнее время удается потеснить конкурентов?

- Аналогичную экспресс-доставку оказывает и «Укрпочта». Основной ее смысл - в скорости доставки. На сегодняшний день этот процесс выглядит следующим образом: вы принесли в отделение посылку, а завтра она уже в любом городе-миллионнике и иных крупных населенных пунктах. Конечно же, такая услуга дороже стандартной, при которой посылки доставляются 2 - 3 дня.

Есть обнадеживающие данные, свидетельствующие, что около семи процентов упущенного рынка мы вернули за последние два года. Для нас это неплохой результат, ведь долгое время в развитие «Укрпочты» никаких усилий и средств не вкладывалось, что и сказалось в конечном итоге.

Наши конкуренты тоже не дремлют. Например, мы ввели такую услугу как «SMARTBOX». Смысл ее в том, что клиенту предлагается определенных размеров коробка для отправки. Вес не учитывается, а все, что войдет в коробку - будет отправлено по единой цене. И что же? Через определенное время видим, что «Новая почта» запустила аналогичный продукт. Кто у кого позаимствовал? Неважно, таковы законы рынка. Может, мы идем параллельно, но однозначно - побеждает тот, кто впереди, первый.

- В условиях рынка это крайне важно. Но большое значение имеет и ценовая политика. Понятно, что клиент пойдет туда, где услуга дешевле.

- Замечу, что услуги «Новой почты» несколько дороже наших. Хотя почтовый продукт не может быть сам по себе дешевым. В Европе, к примеру, пересылка самой маленькой посылки стоит 5 - 10 евро. Да, мы конкурируем с другими предприятиями, но не всегда ценой. Большое влияние имеют маркетинговые ходы, расширение сферы услуг. У «Новой почты» небольшой перечень услуг - посылки и пересылка денег, поэтому им проще концентрироваться на улучшении качества. А что касается цен, то они у всех растут. Это объективный процесс - повышается минимальная заработная плата, растет расходная часть, связанная с ростом цен на топливо, технику, материалы и т. д.

- Егор Евгеньевич, знакомясь с материалами о проблемах деятельности «Укрпочты», понял, что их немало. Но главные лежат на поверхности. Это - колоссально низкий процент автоматизации труда, как наследие прошлых лет, и, к чести новой команды во главе с Генеральным директором «Укрпочты»

Игорем Смелянским, с 2016 года ситуация в этом направлении резко изменилась к лучшему. Во-вторых, изношенность основных фондов, неактуальное техническое оснащение (к примеру, в автопарках средний «возраст» автомобиля доходит до 19 лет). И еще такой отрицательный момент, как сейчас принято говорить, совковый имидж.

- К сожалению, немалая часть из озвученного Вами пока еще действительно имеет место, но все же достигнутые результаты позволяют оценивать ситуацию более оптимистично. К примеру, на сегодняшний день 4039 отделений в населенных пунктах с населением более 2000 человек компьютеризированы, есть интернет, соответствующее оборудование, введено в эксплуатацию 5000 платежных терминалов (кстати, уже с конца сентября текущего года с их помощью можно будет не только оплатить услуги почты, но и снять наличные деньги с пластиковой карты) и т. д. Это отражается на скорости и качестве обслуживания, облегчает контроль за происходящим в отделении. Ведь для нас очень важно обеспечить порядок в зале, безопасность, предотвратить любые нестандартные ситуации. К слову, у нас сейчас больше автоматизированных отделений, чем у Ощадбанка, ПриватБанка. Что касается автопарка, то и здесь у нас положительные подвижки. Автопарк «Укрпочты» по всей стране обновляется, закуплено большое количество нового транспорта. Благодаря этому его средний возраст удалось снизить до 14 лет. Работаем над его «омоложением» и дальше. Притом делается это только через систему госзакупок Прозорро, с главным принципом - снижением затратности за счет отказа от так называемых «посредников».

- Ну и что касается имиджа, то…

- Да, факт неоспоримый. То, что досталось в наследие, нуждается в модернизации и осовременивании. Процесс долгий и очень затратный, но мы располагаем теми ресурсами, которые зарабатываем, ведь предприятие по существу на самофинансировании. Понимаем, что внешний вид, имиджевая реклама очень важны и необходимы. Идем по этому пути, но, ясное дело, не очень быстро. И все же, в ряде отделений обустроили светящиеся вывески, обновили внешний и внутренний облик, обновили компьютерную технику, сейчас работаем над обновлением мебели, усилили техническую оснащенность.

- Ну и, конечно же, сразу бросается в глаза, что у «Укрпочты» появился обновленный логотип.

- Это было одно из первых решений. Такое большое предприятие, как наше, должно иметь современный бренд, ведь нас должны узнавать и за рубежом. А в слогане должна быть запрограммирована концепция развития предприятия. Новый логотип отображает позитивные изменения в компании. В наших отделениях, транспорте, на спецодежде изображен логотип, который трансформируется в значок геолокации - пин. Этот визуальный символ - компас, который показывает направления отправлений в разные стороны света. А наши слоганы «Головна пошта країни!» и «Здатні дивувати» - это, по сути, отображение стратегии нашего развития, наша программа действий.

Ребрендинг - удовольствие не из дешевых, но его разработало одно известное международное рекламное агентство для «Укрпочты» бесплатно. Сразу же в этой новой стилистике стали создаваться отделения с новым дизайном и условиями, отвечающими самым современным требованиям. Однако таких «островков цивилизации» во всеукраинском масштабе пока не так много, как хотелось бы. И хотя у нас нет возможностей обновить все отделения одним махом, этот процесс не останавливается. К сожалению, пока еще преобладает в отделениях старый антураж, знакомый с советских времен. Но мы все же постепенно меняем привычное для многих лицо «Укрпочты». Движемся в этом направлении от центра к периферии.

ЕСЛИ ПОЧТА - ЕДИНСТВЕННАЯ СВЯЗЬ С МИРОМ

- Егор Евгеньевич, в таком случае, какие ближайшие планы на «осовременивание» у николаевских почтовиков?

- Планируем в этом году «освежить» более шести отделений, уже закупили партию стульев, столов, кое-какой мебели. Понимание необходимости изменения и внешнего вида отделений, и проведения ремонтов, и установки ярких рекламных материалов, и популяризации услуг присутствует, и в этом направлении мы работаем. Добавлю, что сейчас активно встречаемся с представителями сельсоветов, ОТГ, районными администрациями, городскими головами с тем, чтобы работать с местными властями в контакте, рассчитывая на взаимный интерес в укреплении позиций «Укрпочты». И это своевременно, потому что ныне количество банковских отделений сокращается, и, понятно, наше предприятие в сельской глубинке) теперь будет чуть ли ни единственным связующим звеном с внешним миром. Очень радует, что местные власти с пониманием относятся к данному процессу, во многом нам помогают.

- Вы имеете в виду малозаселенные села. Конкурентов там у вас нет. Получается, что предприятию, которое находится на самоокупаемости, по сути коммерческому, приходится выполнять социальные функции без какой-либо дотации со стороны государства?

- У нас заметный процент таких сел. Проблем с ними много - это и расстояние, стоимость топлива, состояние дорог и т. д. Особого разговора требует проблема содержания почтовых отделений в целом для сельской местности. Ведь мы понимаем тенденцию. В мире происходит естественная урбанизация - население все больше уходит в города. А в украинском контексте все печальнее - рабочих мест нет, сельское население стареет, люди покидают села, которые находятся далеко от райцентров. По официальной статистике, каждый год в Украине исчезает в среднем 18 сел и поселков городского типа. При этом тысячи людей остаются на земле своих предков, им некуда уезжать. Это, как правило, немолодые люди. И им регулярно нужны хлеб, минимальный продуктовый набор, в конце концов - газеты, как единственный источник информации. Поэтому, несмотря на огромные затраты, мы осознаем свою ответственность. С большим оптимизмом смотрим на усиление влияния органов местного самоуправления, территориальных громад. И рассчитываем на их дальнейшую помощь в нашей социальной миссии.

- Егор Евгеньевич, одной из первых задач, взятых на себя нынешним руководством почты - это ускоренная компьютеризация отделений в местах, где населения не менее двух тысяч человек. Удалось ли посадить сельского почтальона за компьютер?

- В Николаевском регионе в целом мы полностью реализовали этот проект. Правда, есть несколько населенных пунктов, которые мы пока не смогли охватить. Главная причина - интернет-провайдеры не готовы работать в такой отдаленной местности. В области 103 отделения компьютеризированы, но три ждут интернет. Мы понимаем, что интернет-провайдеры работают по своим бизнес-моделям, смотрят на реальную выгоду. Признаюсь, есть случаи кадровой проблемы. Случается, что на периферии очень сложно найти человека, готового освоить простейшие компьютерные операции. Мы первым делом, конечно же, создали систему компьютерного обучения, переподготовки. Но нет, неоднократно звучали заявления от отдельных работников - выбирайте, либо я, либо компьютер...

- Знаю, что у Вас в связи с модернизацией и работой по развитию предприятия возникла еще одна проблема - сохранность оборудования.

- Верно. С одной стороны кажется, что главное в процессе автоматизации - провести торги, тендеры по закупке техники, заработать на нее средства. Но есть и другая не менее затратная забота - обеспечить ее сохранность. А это значит, что необходимо установить металлические решетки, двери, охранную сигнализацию, замки. Все это - дополнительные расходы, включая установку техники, обучение людей с нуля, которые не всегда с первого раза сдают экзамены на знание работы с компьютером.

КОГДА «СЧАСТЛИВЫЕ ЧАСЫ» У «ТАЙНОГО ПОКУПАТЕЛЯ»?

- Среди новаций «Укрпочты», которые наверняка заинтересует многих наших читателей, есть и программа «Счастливые часы».

- Да, Николаев и Харьков - два города, где запущен этот пилотный проект. Сейчас идет аналитический анализ его предварительных результатов, и, скорее всего, он приживется во всей Украине. Суть проекта - скидка 20 процентов на комиссию при оплате коммунальных услуг для тех, кто оплачивает их в отделениях «Укрпочты» с начала открытия отделения и до 16.00.

- Об этом виде услуг узнал совершенно случайно. Почему?

- Согласен, это неправильно. Нужен маркетинг, делаю акцент - качественный и результативный. Без этого о наших новых услугах, которые внедряем и раскручиваем, люди не узнают. Пока обходимся своими силами - текст, бумага, компьютер, «сарафанное радио», интернет. Признаю, что этого недостаточно, но, напомню, мы не финансируемся государством на постоянной основе, в связи с этим зарабатываемые денежные средства активно в рекламные акции пока не направляем.

- Но есть Ваши деловые партнеры - «Южная правда» и ее три еженедельника. Готовы помочь. Тем более, что среди наших читателей есть и пенсионеры, которых устроит предложенный проектом «Счастливые часы» режим работы отделений.

- Принято, спасибо. Всегда приятно получать поддержку от партнеров. К слову, сейчас запустили еще один вид услуг. Скидка 20 процентов при оплате посылок картой «Виза». Любой новый вид услуги помогает очень важной для нас задаче - сохранить загрузку почтальонов, обеспечить режим работы всех сотрудников.

- Вы уже затронули тему сотрудничества с территориальными громадами. Как это может помочь местным почтальонам?

- Мы уже активно контактируем с большинством ОТГ, иными представителями местной власти, решая ряд практических вопросов. В первую очередь объяснили принципы проводимой на предприятии оптимизации, обосновали время доставки почты в населенные пункты, график работы почтового отделения, нагрузку почтальонов и другое. В отдельных случаях, если в населенном пункте до 500 человек, почту доставляем и забираем один раз в неделю. Понятное дело, что люди привыкли к ежедневной работе отделения с 8 до 17.00. Приходится объяснять, идти навстречу, иногда меняя график. Например, есть такие пункты, где почта работает два раза в неделю, но по три часа. Прислушиваемся к просьбам людей, можем добавить несколько рабочих часов, а то и целый день. Работаем обязательно с местными властями, рассчитывая на понимание и помощь. Очень благодарны ОТГ, которые с готовностью откликаются на наши просьбы. Например, в селе Владимировка Казанковского района купили пять велосипедов. Или такой момент. Особые сложности с ремонтно-строительными работами. С рядом ОТГ договорились привести в порядок отделения на паях - мы обеспечиваем материалами, а местные жители выполняют работы. Такое взаимодействие крайне важно и полезно.

- Люди тонко чувствуют поддержку и добром откликаются на социальную политику, заботу.

- Мы развиваем «Укрпочту», сохраняя положительное и рациональное в ее работе, и привносим новое. Ведь надо правде в глаза глядеть - 20 лет предприятие было без внимания, финансирования, обновления и развития. Рушилась и разваливалась система, потому так много было нареканий и обращений с жалобами на качество работы. Сейчас меняем подходы, проводим оптимизацию, учимся и уже умеем зарабатывать.

- Это очень правильно и своевременно. Мы тоже столкнулись с такими проблемами, когда наши читатели из сел сообщали о больших задержках в доставке газет. Бывало на одну - две недели. Мне кажется разумно нашим предприятиям скоординировать работу отделений с учетом графика выхода газет.

- Скажу, что принять общее решение необходимо. Но замечу, что каждый случай задержки в доставке почты не остается без внимания. И очень часто виновен в этом, как говорили раньше, человеческий фактор - заболел, уволился, неожиданно остались без почтальона, подвел сосед, забрав газету, отсутствует почтовый ящик и всякие другие бытовые издержки. Случаются и посерьезней причины. Например, в наших знаменитых Ялтах очень сложно найти сотрудника-почтальона - люди элементарно боятся там работать, так как очень дурная слава за этими местами. Опять же зарплаты. Мы свидетели того, как уходит нагрузка у почтовых работников. Если раньше почтальону приходилось разносить десятки писем в день, то сегодня в лучшем случае одно-два. Интернет и электронные средства коммуникации заменяют работу почтальона.

- К сожалению, и нас не обошли стороной эти проблемы. И все же, будем признательны, если предприятие продолжит оперативно реагировать на каждую жалобу о задержке в доставке прессы. Хочется верить, что проблема уйдет и у наших читателей не возникнет необходимость обращаться в редакцию с жалобами на доставку газет. Но вот о чем еще хотелось бы поговорить. Сейчас люди старшего поколения зачастую чувствуют себя не у дел. Они чаще попадают под сокращения, а уж найти работу человеку после 50-ти практически невозможно. Ваша точка зрения по этому поводу?

- Честно скажу, привык оценивать людей по делам, а не по возрасту. Более того, мне глубоко симпатичны люди опытные, знающие, способные мыслить творчески и современно. В нашем коллективе много сотрудников пенсионного возраста, которым за 60 и даже подбирающихся к семидесятилетнему рубежу. Так вот, отдаю должное не только их опыту, знаниям, но и молодой энергии, правильному пониманию сегодняшних проблем, готовности подставить плечо в интересном начинании. Предприятие делает все возможное, чтобы люди почувствовали социальную заботу о себе. У нас неуклонно растет заработная плата, к слову, с 1 июля в очередной раз она повысилась на 12 процентов, и мы стараемся держать ее на уровне не ниже рыночной.

- Повышение касается и почтальонов?

- В первую очередь. При этом у нас есть понятие ставка, а есть и возможность дополнительного заработка. Подчеркну, официального. К примеру, от торговли. В ассортименте самые разнообразные товары - хлеб, масло, макаронные изделия, консервы, мука. Всего не перечесть. Заработок почтальона - 7,5 процента от выторгованной суммы. Выгодно? Да. Другая форма поощрения - участие во всякого рода конкурсах, объявленных и нашим предприятием, и компаниями-партнерами. К примеру, победители одного из конкурсов в награду получили 182 велосипеда от фирмы Procter & Gamble, заинтересованной в продаже своих товаров. Или вот еще такая непростая работа - разноска субсидий. Почтальоны, на счету которых больше клиентов, получили финансовое вознаграждение.

- Конечно же, это большое дело. Заметный плюс в работе. А минусы? Они ведь тоже существуют?

- Да, это система штрафных санкций за определенные нарушения, которые определяет руководитель. Здесь тоже все непросто, размер взысканий зависит от характера проступка, размера нанесенного предприятию ущерба. Редко, но случается, что почтальон выдал пенсию родственникам умершего человека, что совершенно недопустимо. Любая проверка - и предприятие будет оштрафовано. Конечно же, виновный обязан возместить убыток, и здесь без серьезных штрафных санкций не обойтись. Есть и другие поводы для штрафов - не выполнен план, плохо обслужен тайный покупатель. Повышенное внимание уделяем борьбе с воровством, которое, к большому сожалению, периодически имеет место среди сотрудников. В данных случаях толерантность к проворовавшимся нулевая: передача материалов в полицию, плюс ко всему «Доска позора» в нашем корпоративном всеукраинском издании «Почтовый вестник».

- Что это за понятие «тайный покупатель»?

- Особый вид проверки, которую производит специально нанятая организация. У них длинный перечень вопросов, подлежащих проверке. Внешний и внутренний вид отделения, культура обслуживания, реакция на сложные ситуации, время обслуживания. Словом, много моментов, из которых состоят функциональные обязанности сотрудника. К концу каждого рабочего дня мне присылают сведения о проведенных проверках. Окончательная рейтинговая оценка свидетельствует о качестве работы проверяемого сотрудника или всего отделения. Если высокая - речь идет о поощрении, если низкая - не избежать наказания. И все же, каждый вывод тайного покупателя мы тщательно анализируем, ведь бывают случайности, печальные совпадения типа отключения электричества во всем районе, в доме и так далее.

- Признаться, не подозревал о проверках подобного типа. Ну что ж, главное - конечный результат. Уж коль зашел разговор о поощрениях и взысканиях, давайте вспомним ноябрьское совещание в ОГА, где «Укрпочте» досталось за сокращение отделений. Шума было достаточно. Так сколько почтовых отделений было закрыто?

- Закрыто всего три, притом все они находились в городе, ни одно отделение области не пострадало, не пострадали и потребители наших услуг. Сотрудников, пожелавших остаться на предприятии, перевели работать в другие отделения. Пенсии, субсидии, остальные социальные услуги, доставку периодических изданий доставляем без изменений. До ближайших отделений, как правило, не более одного километра.

- В Украине идет стремительное сокращение банковских отделений. Только государственный Ощадбанк в минувшем году сократил в регионах 114 объектов. Однако это не вызвало такого резонанса, как у вас. Но вопрос не об этом. На совещании тогда прозвучало выступление одного из руководителей облгосадминистрации, который сказал приблизительно так: «Мы согласны рассмотреть сокращение отделений при условии, что будет создана альтернативная служба». Фраза чиновника звучала логично. Но за ее скобками так и осталось непонятным: а кто должен ее создавать? Власть или «Укрпочта»? Понимаю, что вопрос риторический.

- Хороший вопрос. Много говорить не буду, но скажу так. «Укрпочта» по форме собственности в подчинении у государства и министерства инфраструктуры. Дальше ход мысли понятен - в условиях рынка и экономических задач нашего предприятия ушло в прошлое время, когда ОГА влияла на «Укрпочту». Но мы с пониманием относимся к городским и областным властям, советуясь и ставя их в известность о наших действиях. И это, на наш взгляд, правильно. А если вернуться к вопросу о сокращении, то скажу, что с 1 августа в Вознесенске будет закрыто одно почтовое отделение. Причина на поверхности - значительно повышается арендная плата, и мы просто-напросто ее не потянем. Но видимых изменений к худшему не ожидается. Сотрудники и клиенты перейдут работать в соседнее отделение, почтальоны по-прежнему будут обслуживать население.

- А были ли сокращения в самом Николаеве?

- В результате проведенной реорганизации несколько отделов были укреплены, введены новые должности с расширенными функциональными обязанностями. Соответственно мы уведомили сотрудников и предложили зайти во вновь созданные структуры. И хотя особых дополнительных нагрузок не предвидилось, несколько сотрудников ушли добровольно. Но эти изменения коснулись только административных служб.

- Почтовые отделения не тронуты?

- Ни в коем случае. Более того, сейчас открываем новые дополнительные рабочие места с тем, чтобы разгрузить очереди, и клиент быстро смог получить услугу. Да и проект «Счастливые часы» предполагает основной поток платежей до 16.00, а позже прием посылок будет уже без очереди.

ПОЯВЯТСЯ ЛИ НА НИКОЛАЕВЩИНЕ «ПЕРЕДВИЖНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ»?

- Не так давно на Черниговщине заработал экспериментальный проект «Передвижные отделения». Руководство «Укрпочты» видит в его реализации вариант решения проблем почты в сельской местности. Насколько он реален в нашем регионе?

- Пока население не очень одобрительно к этому относится. Но смысл в проекте заложен немалый. Представьте, раз - два в неделю в определенное время прибывает машина со свежей прессой, почтой, посылками, с заранее заказанными населением товарами, вплоть до медикаментов в холодильнике, свежим хлебом и новостями. Заработная плата водителя, участвующего в данном проекте, от 10 тыс. грн. Иные сотрудники этого проекта работают на планшетах, а не на бумажных носителях. Разве это плохо? Конечно, в этом случае придется закрыть нерентабельные, убыточные отделения на низовом звене. А деньги, сэкономленные на их содержании, вложить в транспорт, самые современные технические и сервисные возможности «Передвижных отделений». Опять же заработная плата почтальонов в таких отделениях существенно возрастает.

Насколько мне известно, сейчас проводятся переговоры и уже достигнуты определенные договоренности с двумя финансовыми европейскими учреждениями на финансирование этого проекта в размере 700 и 100 млн. гривень. Но тут еще одно обстоятельство - от Кабмина нужны гарантии на возврат средств. Ну, думаю, все утрясется, ведь речь идет о созидании, о новом, об улучшении качества жизни селян.

- Не могу не спросить Вас о проблеме, имеющей большой общественный резонанс. Не так давно Игорь Смелянский обратился с открытым письмом к премьер-министру Владимиру Гройсману, а накануне были разосланы обращения в соответствующие инстанции, в том числе и в Пенсионный Фонд. В письме было сказано, что с 1 января 2020 года «Укрпочта» отказывается доставлять пенсии по существующему тарифу. В СМИ уже окрестили это письмо «ультиматумом». Проясните свою позицию.

- Тема уже давно на слуху - услуга по доставке пенсий для нашего предприятия убыточна и стоит минус 19 гривень на каждой доставленной пенсии. В январе заканчиваются сроки заключенного с Пенсионным Фондом договора, и мы в соответствии с законом готовы предложить им установить новый тариф, который озвучен и утвержден двумя министерствами. Есть и второй сценарий - вынести эту услугу на торги в Прозорро. Мы выйдем на торги со своей ценой. Если кто-то даст лучшие условия и Пенсионный Фонд они устроят, мы готовы отказаться от разноски пенсий.

- Понимаю, что ни одна коммерческая структура не согласится на покупку такой услуги по многим причинам - нет такой сети, кадров и т.д. Но ваши оппоненты утверждают, что тарифы не столь критически занижены. Там вроде бы 1,6 процента остается «Укрпочте» от общей суммы за доставку пенсий.

- Данное утверждение не совсем соответствует истинному положению дел, ведь есть тариф доставки пенсий в городе, а есть - в сельской местности. Разница ощутима - в два раза. По нашему мнению, если усреднить тариф и выйти таким образом в ноль «заработка» на доставке пенсий, тариф следует увеличить в 1,8 раза.

- Тарифы не пересматривали с 2004 года, а топливо, заработная плата, оплата инкассации, охраны выросли в разы. И вы несете убытки в том числе и из-за этих процессов. Но, если учесть, что объемы нагрузки почтальонов уменьшаются, то может быть не все так безнадежно. По любому, сотрудник идет по привычному маршруту.

- Вы не учитываете тот момент, что необходимо разнести и субсидии, а это тоже немалые суммы, доставка которых не всегда безопасна. Поэтому деньги доставляются по частям, и почтальон по одному маршруту может идти не один раз. А если добавить, что приходится доставлять и товар, заказы по интернету, хлеб и т. д.

- К вопросу о государственном финансировании. С удивлением недавно узнал, что 80 - 90 процентов национальных почт в мире дотируются своими государствами. В этом списке много развитых капиталистических стран, где, казалось бы, высокий уровень доходов населения может справиться с самыми высокими тарифами за услугу.

- Да, и это оправданно. Ведь своими силами справиться качественно с выполнением возложенных на нас социальных функций сложно. И мы идем по пути внедрения новых услуг, чтобы заработать дополнительные средства. В этом смысле показателен законопроект №6601, который сегодня находится на рассмотрении в Верховной Раде.

Этот документ предполагает разрешить «Укрпочте» открывать счета для клиентов, т. е. речь идет о внедрении на предприятии части банковских услуг. Ожидаемый эффект значителен. Это и дополнительные средства на развитие «Укрпочты», и сокращение объемов работы - пенсии, выплаты можно переводить сразу на счета. Да и клиенту выгода - часть средств можно оставить на счете, тем более, что во многих населенных пунктах закрыты отделения Ощадбанка, ПриватБанка. Но законопроект идет очень туго.

- Думаю, что он не очень понравился банковским лоббистам в парламенте. Зачем им конкурент с такой мощной структурой?

- Возможно.

- В СМИ проскользнула информация о том, что «Укрпочта» незаконно распространяла рекламные предвыборные материалы, отдавая предпочтения определенным кандидатам.

- Да, зрада, зрада… Но на самом деле информация не достоверна и перекручена. В нашем официальном перечне услуг есть не только доставка газет, коммунальных счетов, но и рекламных материалов на продукты, услуги и т. д. В обязательном порядке все узаконено, согласовано, просчитано и абсолютно официально. Мы, как и ваши издания, аполитичны и готовы любой партии, кандидату по тарифной сетке предоставить услугу. Зрады нет. «Укрпочта» была, есть и будет вне политики. Как бы кому-то не хотелось обратного…
Мы уверенно движемся вперед, несмотря ни на какие преграды!

P.S. Готовясь к встрече с Егором Косоруковым и просматривая все публикации, что удалось найти в СМИ о предприятии, я сделал для себя вывод: никогда «Укрпочта» не была в такой зоне критики, как за последние три года. После двухчасовой беседы с руководителем николаевской дирекции стало понятно, что и впереди команду ждет тернистый путь. Но, вероятно, это удел всех революционеров, тех, кто пытается быстро и решительно изменить старое и неуклюжее. Как тут не вспомнить классическое: сила действия равна силе противодействия.

После многих лет топтаний на месте большая и неповоротливая структура - Укрпочта - движется, идет. Где-то быстро, где-то медленно. А дорогу, как известно, может осилить только идущий.

Вадим РАСКОПОВ, главный редактор газеты «Южная правда»