воскресенье

15 сентября

2019 г.

Сообщить новость

15-Aug-2019 11:46

КУЛЬТУРА (статья)

Десять дней в Кракове

1

Виктор Петрович (В.П.), мой давний друг и многолетний коллега по работе, не один год приглашал меня посетить с ним Краков, где у него уже семь лет живет сын со своим семейством. На лето семейство обычно уезжает на 15 - 20 дней в Украину. Так что наш визит в обусловленные летние дни не принес им особого дискомфорта. И вот, в середине июля, мы поездом через Одессу и польский Пшемысль без особых приключений прибыли в Краков.

Краков - один из древнейших и красивейших городов, расположен на юге Польши, на берегу реки Висла. Именно здесь в течение семи столетий (с 1038 г.) короновали всех королей Польши. Более 500 лет (до 1610 г.) Краков был столицей польского государства. Исторический центр Кракова - Старе Място, замок Вавель, Казимеж, Подгуже в 1978 году под номером 29 занесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

- Мы имеем солидную помощь от ЮНЕСКО, - сказал нам один из киоскеров замка Вавель.

Краков ровесник Киеву и во многом как бы повторяет его судьбу.

Краков - административный центр Малопольского воеводства, крупнейший научный, культурный, туристический и экономический центр Польши и состоит из внутреннего города и 7 предместий. Старинный Краков буквально опоясан зеленой зоной. Есть парки, ботанический сад и зоопарк. Несмотря на то, что этот крупнейший город Польши уже давно перестал быть столицей, в нем остались достоинство и красота главного населенного пункта страны. А уж королевский шик тут встречается на каждом шагу.

Многие туристы считают Краков самым интересным местом в Польше. Сюда приезжают, чтобы осмотреть достопримечательности, посетить впечатляющие и, порой, ужасающие памятники и насладиться удивительной по гармоничности архитектурой. Здесь проходят музыкальные и кинофестивали, дни уличных театров и другие культурные события мирового масштаба. И вспомнился фильм «Майор Вихрь» (1976 г.), где разведчики Красной армии рисковали, спасая заминированный (по легенде) фашистами Краков от разрушения.
Еще до поездки я договорился с В. П., что у меня несколько иные интересы относительно смотрин польских музеев, костелов, церквей, синагог, архитектурных достопримечательностей. Он согласился.

Что можно сказать? Только восхититься.

Но не все так радужно. Согласно докладу ВОЗ, в 2016 году Краков занял 11-е место в списке самых загрязненных городов Евросоюза. Географическое положение осложняет вентиляцию города, большой проблемой является смог, особенно во время отопительного сезона. В дни особо сильного смога в общественном транспорте вводится бесплатный проезд для жителей и гостей.

В 18-ти районах Кракова на площади 327 кв. км проживает свыше 1 млн. человек. Николаев, например, занимает площадь в 260 кв. км. На мой взгляд, здесь не экономят городскую площадь. Трамвайные пути и автострады занимают значительное место. Много современных высотных офисных зданий готовых и возводимых. Как бывший крановщик обратил внимание на их работу.
Мостов через Вислу в Кракове несколько. Особенно понравился Котлярский мост (2001 г.), арочный, однопролетный, автомобильный, трамвайный, для пешеходов и велосипедистов, 4 полосы движения, при длине 167 м и ширине 37 м.

Местный железнодорожный вокзал красивый, большой и чистый. Ларьки, магазинчики, кафе так устроены, что ни один из них не поражает своей безвкусицей.

Общественный транспорт (трамваи и автобусы) в Кракове очень развит: 120 маршрутов автобусов и 27 - трамвая, ходят такси, маршрутные такси и электрички. Построены также первые линии скоростного трамвая (примерно как в Киеве). Интересно, что пассажиры в возрасте более 72 лет не платят за проезд. Этим воспользовался и я, когда пять дней путешествовал по городу самостоятельно. Мне не довелось видеть контролеров, но штраф за безбилетный проезд очень внушителен - 266 злотых или $74. Водители транспорта в единой и красивой форме не занимаются продажей талонов и контролем пассажиров. Оповещение об остановках слышал лишь только в нескольких трамваях.

Да, - считает В. П. - штрафы должны быть именно такими - огромными, без исключений и поблажек, чтобы неповадно было. Тогда и вся система будет работать как часики. Может, поэтому у поляков получилось построить цивилизованное и правовое государство?
Транспорт по городу проносится с большой скоростью, и что интересно, - нигде не видел ручного (ломиком) перевода трамвайных стрелок. Рельсы, уложенные по специальной технологии строго заподлицо с асфальтом, имеют по бокам резиновые прокладки в палец толщиной и от движения не дрожат и никакого крошения асфальта не видно. Качество самого транспорта на высоком уровне: автоматизированные двери, системы кондиционирования и обогрева, идеальная чистота и соответствие графику, на всех остановках таблички с расписанием движения. Стоимость двадцатиминутного билета - 3,4 зл., одноразовый (75 минут) - 4,4 зл., суточный обойдется в 15 зл. Трамваем я исколесил громадный город вдоль и поперек.

Наблюдал, как парень и девушка с мыльным раствором мыли стеклянную стенку трамвайной остановки, которые, кстати, все имеют единый вид. Не удалось найти покуроченных скамеек на остановках, в парках, на придомовых территориях. Граффити почти не видно. По улицам нет выступающих на тротуар МАФов и шкафов с пивом. Не заметил и тротуарной торговли.

Напрасно я искал открытые канализационные люки или люки, закрытые бетонными крышками. Специально осматривал на дороге или на улице высоту крышки колодца. Ни высоты, ни углублений крышек найти не удалось. Широкие улицы новых районов удивляют дорожной разметкой. Мы с В. П. проехали по Кракову на машине его сына километров 300 и нигде не видно ямок или колдобин. Асфальтные латки можно увидеть внутри дворов и на окраине города.

В городе много велосипедных дорожек, которые выделяются цветом и изображением велосипеда. На велосипедах ездят дети, взрослые и пожилые. Велосипед можно взять за небольшую плату на прокат. Правила дорожного движения соблюдаются очень строго. Рядом с нашим домом располагались два рынка, один продовольственный, другой вещевой. Если В. П. не сказал мне об этом, я бы и не заметил рынков. Никакой стихийной тротуарной торговли не видел. Съездили мы и на местный огромный вещевой рынок, который скрыт заборами и с автострады совсем не виден.

Интересовался я и работой коммунальщиков. В данном доме жильцы выносят крупный хлам на противоположную сторону дома, куда выходит мусорная камера. Дважды в неделю хлам забирает спецмашина с небольшим краном. Бомжей, роющихся в мусорных баках, в городе не видел, зато заметил баки для раздельного мусоросбора - «пластик», «стекло», «бумага».

В доме из 11 этажей, где проживает сын В. П., для освещения подъезда и лестничных клеток, применены лампы светодиодные с датчиком движения. Они загораются только при входе и автоматически гаснут через 4 - 6 минут. Всю ночь на лестницах лампочки не горят. Я тоже купил себе подобную лампочку. Входные двери в подъезд имеют кодированные замки. Возле дома зеленый подстриженный газон и зеленая ограда в метр высотой. И скамейка неподалеку. Я много ходил по городу и видел множество припаркованных автомашин, не на газонах и не на тротуарах.

Думаю, вряд ли пожилые женщины-полячки варят кости и подкармливают стаи бродячих собак, которых я здесь не увидел. Но вот прогулки жителей с маленькими собачками заметны. С соседями здесь принято быть приветливым и здороваться. Побывали мы и на самой окраине города, где раньше жил сын В. П. Зелень, красивые дома и заборчики, опять же дороги вполне приличные.

О языке. Очень популярное утверждение, особенно в Украине: «Польский язык почти такой же, как украинский, что там его учить, все слова похожи». Я бы не сказал. Да, слов похожих и, правда, немало. Это только на самом начальном уровне изучения. Но чем дальше в лес, как говорится, тем больше дров. Польский язык входит в десятку самых сложных языков мира. Но не стоит пугаться. Дорогу осилит идущий. Семейство В. П. изучило польский язык без особых напряжений.

На польском языке разговаривают почти 38 млн поляков и 10 млн вне Польши: в Украине, РФ, Белоруссии, Казахстане, Франции, Канаде, Германии, США... Поляки не используют слова «женщина» или «мужчина», только уважительное: пан или пани. Пожилые люди в основном понимают русский и украинский языки и могут худо-бедно на них изъясняться. Молодые, студенты, поляки в возрасте 30 - 45 вежливо отвечают «nie rozumiem» - «Я вас не понимаю».

В Кракове очень много студентов-иностранцев, для которых есть различные системы: скидки по оплате за обучение, возможность бесплатной учебы и даже выплата ежемесячной помощи. Говорят, что украинцев-студентов в Польше целых 30 тысяч.

В ходу национальная валюта - злотый, поделенный на 100 грошей. Поэтому мы запаслись ими до начала поездки. Обменников в городе много. В июле один злотый равнялся 6,6 грн. Количество заробитчан из Украины достигает полутора миллиона, которые в прошедшем году перевели в Украину 14 млрд долларов, что на 19% больше, чем в 2017 году.

Ознакомился я и с канапкой. Что такое kanapka, которую все едят и о которой все говорят? Канапка - это польское слово для большинства закусок, состоящих из кусочка (или кусочков) хлеба в качестве основного ингредиента.

Единственное, чего невозможно обнаружить в Кракове, - так это малосъедобной «краковской» колбасы.

Побывал в трех парках. Все они чистые, ухоженные, с лавками и зелеными газонами и малолюдные. Большая карта Кракова на польском языке мало что давала, доводилось спрашивать пожилых поляков на русском языке, которые охотно отвечали на вполне понятном русском языке.

Все дни стояла прекрасная погода. Туристов в центре - тьма, группами, группками и одиночки из многих стран. И все фотографируют. Не заметил в городе наличие постаментов без памятников. Вот в Николаеве в Народном парке стоит постамент, с которого сняли памятник Г. И. Петровскому. И вспомнился афоризм известного Станислава Е. Леца: «Разрушая памятники, сохраняйте постаменты. Всегда могут пригодиться».

О религии. Конституция Польши предусматривает равноправие всех церквей. Практически весь польский народ является верующим. В основном, а точнее от 75% до 90% (по разным данным) поляков, посещают римско-католические храмы. Среди поляков можно встретить и иудеев, и православных, и верующих других вероисповеданий. Ранее служба в католических костелах проходила на латинском языке. И только когда Папой Римским стал Иоан Павел II, все католические церкви полностью перешли на польский язык.
Вообще, жизнь поляка сложно представить без костела и без веры. Здесь принято по воскресным дням посещать служения в костеле. В школах существует урок под названием «Религия», на котором детей обучают основным понятиям католической веры. И в наше время поляков считают одним из самых верующих народов в мире. Конечно же, в Польше существуют и атеисты, но их в стране совсем немного. Я посетил в воскресенье костел и слушал проповедь и песнопения мирян.

Интересны соседние Велички. Это соляные копи, одни из самых знаменитых в Европе. Им более 700 лет. Это единственный в мире горнопромышленный объект, работающий без перерыва от средневековья до наших дней. Оригинальные выработки (штреки, спуски, эксплуатационные камеры, озера, шахты, шурфы) общей длиной около 300 километров, расположенные на 9 уровнях на глубине до 327 метров, показывают все этапы развития горной техники в отдельных исторических эпохах.

Сын В. П. живет в начале Новой Гуты. Nowa Huta - «Новый сталелитейный завод» - это наиболее яркий пример советского прошлого Польши. После Второй мировой войны новая власть поняла опасность интеллигенции Кракова и, по предложению Сталина, в 1947 году решила разбавить регион пролетариатом. Пролетариату надлежало жить в новом городе, построенном на территории свыше 30 существующих здесь раньше сел, и трудиться на новом металлургическом комбинате им. Ленина, который строился с участием Советского Союза и 22-х других государств. Несмотря на то, что поблизости не наблюдалось ни руды, ни угля, ни даже потребителей металла.

Комбинат с 40 тысячами работников производил до 7 млн тонн стали ежегодно. В польском фильме Анжея Вайды «Человек из мрамора» (1977 год) показана трагическая судьба «стахановца» - каменщика - строителя Новой Гуты, трудные для польского народа 50-е годы минувшего столетия. Сегодня комбинат имеет 4 тысячи рабочих и принадлежит зарубежной компании.

Нова Гута с центральной площадью ранее им. Сталина, а с 2004 г. им. Р. Рейґана) хотя и промышленная, с серыми домами, но очень зеленая, является экологическим коридором. Задуманная, как социалистическое поселение, Новая Гута должна была стать оплотом атеизма, и только после смерти Сталина стало возможным построить (освящен в 1977 г.) здесь костел - храм Ковчега Господнего.

В 1965 году был снят польско-советский фильм «Ленин в Польше». Первая мировая застала Ленина в деревушке Поронино, что между Краковом и Закопане. «Место здесь чудесное. Воздух превосходный, - высота около 700 метров. Никакого сравнения с низким местом, немного сырым в Кракове», - писал будущий вождь. С июня 1912-го, почти 2 года, он жил и в самом Кракове.
Интересно, что одним из первых декретов Советской власти, подписанных Лениным, был декрет о предоставлении Польше независимости.

12 сентября 1939 года Краков был объявлен столицей Генерал-губернаторства Третьего Рейха.

В 1991 году памятник Коневу в Кракове разобрали и перевезли в РФ, а в 1992 году маршала лишили звания почетного гражданина Кракова.

В 1973 году единственный памятник Ленину в Польше из Поронино перенесли в Нову Гуту и установили на центральной аллее. В 1989 году цельный, без пустот, бронзовый памятник продали за границу за 10 тысяч долларов. В свое время здесь был туристический маршрут, сейчас туристов из стран бывшего социалистического лагеря нет.

О том периоде Новой Гуты можно узнать в местном музее. По моим наблюдениям, ныне все, что связано с Польской Народной Республикой и социализмом становится модным. Казалось бы, что можно заработать на советском прошлом? Многие скажут, что нельзя. А прогрессивные молодые поляки доказывают, что не очень радужное польское «вчера» можно превратить в «твердый» злотый сегодня.

Дни, проведенные в Кракове, позволяют сделать вывод, что Николаеву есть что почерпнуть из увиденного, даже поверхностного взгляда неспециалиста, и внедрить у себя на благо его горожан.

Анатолий СОРОЧАН