среда

21 августа

2019 г.

Сообщить новость

02-Aug-2019 ..... 07:55 .....

"Южная правда", № 58 (23986) .....

ЭКОНОМИКА (статья)

Долги НСЗ: очередная подачка или реальная перспектива реанимации?

8_22_0_1

Николаев у многих наших сограждан продолжает ассоциироваться с кораблестроением. Поэтому горожане, особенно старшего возраста, небезразличны к судьбе наших верфей и с интересом воспринимают все, что их касается. А посему не удивительно, что одним из главных событий прошлой недели в Николаеве стало погашение долгов по зарплате работникам государственного предприятия «Николаевский судостроительный завод» (НСЗ), больше известного как завод им. 61-го коммунара. На счета предприятия в один день упала крупная сумма денег - 86,5 млн гривень.

Это случилось после того, как во время рабочей поездки в Николаевскую область 17 июля Президент Владимир Зеленский поручил генеральному директору госконцерна «Укроборонпром» Павлу Букину безотлагательно решить вопрос погашения задолженности работникам ГП «Николаевский судостроительный завод». А уже 23 июля «Укроборонпром» отчитался о выполнении этого поручения в полном объеме.
Из общей суммы НСЗ обязали погасить задолженность по заработной плате на 54,8 млн грн, а еще 31,7 млн грн накинули для выплат компенсаций за несвоевременно выплаченную зарплату, а также налоги и сборы, связанные с расчетами по оплате труда. Иными словами, люди должны были получить не только положенные долги, но еще и определенную сумму за то, что зарплату платили не вовремя, плюс отчисления в Пенсионный фонд. Ведь многие из работников теряют стаж при начислении пенсии только из-за того, что предприятие не перечислило обязательные платежи.
Важная деталь: речь шла о приблизительно 800 людях, около 500 из которых уже не работают на заводе: их либо сократили, либо они сами ушли после 2014 года. Именно эту информацию озвучил генеральный директор НСЗ Валерий Калашников Президенту Зеленскому, когда речь зашла о зарплатных долгах. При этом глава государства очень удивился, когда узнал, что на заводе сегодня числятся всего чуть больше 300 человек.
О том, что завод сегодня практически не работает, за исключением небольших ремонтных заказов, в Николаеве знают, наверное, все, кто интересуется этой темой. Работники предприятия как нынешние, так и уволенные не раз перекрывали улицы, ездили митинговать в Киев с требованием работы и зарплаты. Завод на протяжении многих лет лидирует в рейтинге должников по зарплате не только в Николаевской области, но и в Украине. Решить этот вопрос пытался не один губернатор. Варианты предлагались разные - от внедрения свободной экономической зоны до приватизации предприятия. Время от времени заводу перечисляли определенные суммы для погашения долгов по зарплате - от 1 - 2 до нескольких десятков миллионов гривень. Люди получали свою «копеечку», но ничего не менялось. Серьезных заказов как не было, так и нет. Второе дыхание завод должен был получить после 2014 года, когда началась война с РФ и предприятие могло выполнять оборонные заказы. Визит киевских чиновников и их обещания, что так, дескать, и будет, на некоторое время вдохновили. Но далее разговоров и очередного транша на погашение долгов дело не пошло.
Своеобразной притчей во языцех для завода стал ракетный крейсер «Украина», который спущен на воду 29 лет назад и вскоре был доведен до готовности в 95%. Долгие годы он стоит возле причальной стенки и понемногу ржавеет. Но на его обслуживание тоже нужны деньги, и немалые. Предметно о его демилитаризации заговорили в 2017 году. Тогда во время встречи 22 августа с трудовым коллективом руководитель ГК «Укроборонпром» Роман Романов пообещал заводчанам, что вопрос решится буквально за неделю - две.
А уже 31 октября концерн распространил заявление, что деятельность ГП «Николаевский судостроительный завод» парализована из-за отсутствия решения правительства по ракетному крейсеру «Украина».
И вот новый поворот - приезд вновь избранного Президента Украины в канун парламентских выборов стал для завода знаковым. Побывав на крейсере, послушав министра обороны Степана Полторака и руководство завода, Зеленский принимает решение погасить зарплатные долги и обещает дать работу. И не какую-нибудь, а контракт на строительство целых четырех корветов, первый из которых заложен еще в 2011 году на соседнем Черноморском судостроительном заводе. Для справки: строительство одного такого корабля, по подсчетам специалистов, на сегодня обойдется в сумму около 6 миллиардов гривень.
Конечно же, не президентское это дело вникать в детали. У него нет ни времени, ни возможности досконально изучить состояние завода и его готовность к строительству таких кораблей. Похоже, что этим и воспользовалось руководство НСЗ, заверив главу государства, что они очень даже могут строить корветы. И, само собой, Президента, очевидно, не стали посвящать в то, что на предприятии нет сегодня достаточных технических условий и квалифицированных специалистов, чтобы потянуть такой заказ.
Но, как говорится, шила в мешке не утаишь. В свое время здесь работало около 12 тысяч людей, и многие понимают, что с нынешними 300 работниками перспектива строительства военных кораблей очень туманна.
А тем временем уволенные работники 29 июля устроили митинг возле администрации предприятия с требованием отдать им компенсацию за несвоевременно выплаченную зарплату. Некоторые из них прямым текстом обвинили руководство завода в том, что предназначенные им деньги кто-то, мягко говоря, присвоил. И даже пригрозили прокуратурой.
«Мы считаем, что дирекция завода поступила незаконно, не заплатив нам деньги, которые были перечислены предприятию после нашего обращения к Президенту Зеленскому во время его визита на завод. Было озвучено, что выплатят зарплату и компенсацию всем, начиная с 2014 года, а также погасят долги перед Пенсионным фондом. А получилось так, что тем, кто сейчас работает, заплатили все, а нам только голую зарплату без компенсации, хотя средства на это были предусмотрены. Не перечислили средства и в Пенсионный фонд», - рассказала бывшая крановщица завода, которая проработала здесь 38 лет, Светлана Дымко.
Комментируя это обвинение, генеральный директор НСЗ Валерий Калашников отметил, что, действительно, компенсация за несвоевременно выплаченную зарплату выплачена только нынешним работникам. Что же касается тех, кто уволился после 2014 года (а их около 500 человек), то долг признается, но на его погашение нет денег, а речь идет о примерно еще 10 миллионах гривень.
«Хочу, чтобы все поняли. Эти 86,5 млн грн заводу никто не подарил. Я подписал договор о том, что предприятие их вернет, когда у него будут заказы, в том числе по демилитаризации ракетного крейсера и строительству корветов. Перечисленных «Укроборонпромом» средств не хватило на компенсацию зарплаты уволенным работникам, но мы их выплатим, как только завод заработает», - сказал гендиректор.
Но его оптимизм не разделяют те, кто много лет проработал на этом предприятии и вынужден был уйти из-за отсутствия работы и зарплаты. Они утверждают, что это не более как очковтирательство. Ведь строить корветы это предприятие на данный момент не может, потому что у него отсутствуют как технические возможности, так и люди, которые могли бы это сделать. «На заводе нет ни одного нормального стапеля или высотного крана. Все пришло в запустение, и чтобы начать что-то делать, надо сначала вложить деньги в восстановление предприятия», - говорили люди на митинге.
Более того, как сказал гендиректор, те 86,5 млн грн, которые «Укроборонпром» выделил заводу на зарплату, нужно будет отдавать. Оно и понятно, ведь их, образно говоря, взяли из одного кармана и переложили в другой. Деньги эти даны в долг, а долги, как известно, надо отдавать. Но вот в чем вопрос: судя со слов Валерия Калашникова, сроки возвращения этих долгов в подписанном им договоре не указаны. Другими словами, их можно потребовать через год, а можно, образно говоря, и завтра.
Не удивительно, что посвященные в подобные схемы люди заговорили о возможной приватизации завода. Методы отработаны давно - имущество описывают за долги и продают с молотка. Правда, доселе предприятие числилось в списке тех, которые не подлежат отчуждению, так как оно связано с обеспечением обороноспособности страны. Но имея большинство в Верховной Раде, президентская партия легко может это исправить, вычеркнув завод из этого списка одним голосованием. Причем неизвестно - хорошо это будет или плохо. Ведь подобное состояние дел на этом предприятии не может существовать вечно. Нужны радикальные меры.
С вопросом, насколько подобный сценарий возможен, мы обратились к председателю Николаевской областной организации профсоюза работников судостроения Владимиру Смелову. «Я не думаю, что ситуация с долгами на Николаевском судостроительном заводе - это шаг к его приватизации. По моему мнению, предприятие останется в госсобственности и будет выполнять заказы оборонного характера», - считает Смелов.
Он также высказал свое мнение по поводу митингов недовольных зарплатой. «Всегда есть люди, которые считают, что им недоплатили. Некоторые работники при увольнении получили расчет по зарплате, а теперь пришли еще и за компенсацией», - говорит председатель профсоюза. И тут же добавляет, что масла в огонь добавляет и тот факт, что определенная часть коллектива пребывает длительное время в режиме вынужденного прогула. Они ходят на работу только отмечаться, а им начисляют определенный процент тарифной ставки, как того требует законодательство.
Такая ситуация длится уже много лет, и с ней надо что-то делать. Проблему необходимо решать кардинально. И очередным погашением долгов по зарплате, это точно сделать невозможно.

А. МИРОШНИЧЕНКО.