среда

19 июня

2019 г.

Сообщить новость

30-May-2019 ..... 10:24 .....

"Южная правда", № 41 (23969) .....

КУЛЬТУРА (топ)

Street-art Якова Булавицкого - николаевский рецепт от пространственной депрессии

169

22 мая в в выставочном зале на Адмиральской, 25 состоялась презентация проекта «Арт-Пиксель» николаевского художника Якова Булавицкого. Street-art дизайн студия представила зрителям то, что давно уже назрело в нашем городе, - рецепт от вялотекущей депрессии и пространственной дистонии.
Эта «таблетка» называется Street-art - сложившееся направление в современном искусстве, которое зародилось еще в начале ХХ века в рамках революционных экспериментов футуристов («заборная живопись против буржуазной галереи»).
Сверхзадача первых уличных художников изложена в «Манифесте № 1» Владимира Маяковского, Давида Бурлюка и Василия Каменского: «Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов. Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня…».
Впоследствии продуктом футуристов в полной мере воспользовались большевики, которые построили на стрит-арте весь социалистический монументализм и свою наглядную агитацию. Настоящий взлет жанра произошел в 70 - 80 годы прошлого века. Уличные граффити художников заполнили мостовые американских городов и глухие стены домостроений мегаполисов.
Street-art становится жанром американской монументалистики. Им в свое время переболели почти все известные за океаном живописцы: Жан-Мишель Баскиа, Фред Гэри, Джозеф Кошут, Уильям Берроуз, Нэн Голдин, Энди Уорхол и Лоуренс Вайнер.
Через двадцать лет уличное искусство распространилось в Европе и сегодня робко пробует себя на улицах украинских городов. В областных центрах современной Украины лидером стрит-артового оформления городского пространства стала Винница, где во времена мэра Владимира Гройсмана стены домов покрылись сюжетной живописью, которая бодрила горожан.
Будущий премьер не заморачивался согласованиями проектов с департаментами охраны культурно-исторического наследия, эстетической среды и прочими ограничениями местечковой бюрократии. «Это красиво, - говорил мэр, - значит, имеет право быть!». За Винницей потянулись Одесса, Харьков и Киев (чуть позднее Днепр), где муралы (настенная живопись) появились в новых микрорайонах ЖК.
Проект «Арт-Пиксель» николаевского художника Якова Ивановича Булавицкого «тлеет» уже почти семь лет. В 2013 году он уже представлял горожанам тематику различных панно настенной живописи.
Мотивацией его проекта стала реальность сегодняшних городских улиц и площадей. Уродливые заплаты утеплителей на глухих стенах домов, наркоманские «граффити» на нижних панелях зданий, убогость картинок доморощенных любителей «порисовать на стене» и, как результат, депресняк повсюду.
Тоскливая визитная карточка городской казармы плотно висит над Николаевом. Даже новые покрашенные здания не могут изменить общего фона города. Робкие попытки заказать Street-art профессиональным художникам на свой страх и риск предпринимают отдельные бизнесмены - «Подводная лодка» художника Рустама Мирзоева на углу Никольской и Лягина и «Уличный фонарь» от живописцев Михаила Кузьминых и Александра Ипатьева на углу Потемкинской и Фалеевской. Однако два мурала не делают общей «погоды» в городе. Серость окружает нас повсюду.
Яков Булавицкий фонтанирует идеями привязки монументальных изображений к городскому пространству. Художник родился, вырос и состоялся как живописец в нашем городе. Он плоть от плоти николаевский житель (чуть не сказал «пацан») и называет свое искусство «полезным» (useful art»).
Уличный монументализм, по мнению социопсихологов, объединяет территориальные общины. Такая живопись содержит многоуровневый ассоциативный ряд и воспринимается комбинацией уникальных смыслов как интеллектуалами, так и носителями городских ментальных традиций. Одновременно это и связь между поколениями, и корректировка общих ценностных установок для людей, разобщенных политическими событиями сегодняшнего дня.
Говоря простым языком, художник Яков Булавицкий предлагает всем нам средство от пространственной депрессии. Технология создания монументальных изображений несложна и отработана живописцем. Покрывать поверхности стен не однотонным утеплителем, а пенопластовой мозаикой, созданной по эскизам художника, модули которой окрашены фасадной краской, после чего изображение покрывать специальным строительным лаком, предотвращающим агрессивное воздействие среды на стеновую картину.
Свою позицию живописец озвучивал еще шесть лет назад. До сегодняшнего дня все ограничилось общением («говорильней») с инициативной группой общественной организации «Николаев в будущее», несколькими рабочими встречами чиновников от культуры с правлением НООНСХУ и… все.
С точки зрения «подозрительного» обывателя, для распорядителей общинного бюджета - депутатов горсовета, чиновников мэрии сподручнее жить в пространственном депресняке, чем напрягать лоб и придумывать новые схемы вывода средств от производства настенных картинок.

Сергей ГАВРИЛОВ. Фото Елены ЖУРАВЕЦКОЙ.