вторник

21 мая

2019 г.

Сообщить новость

16-May-2019 ..... 08:55 .....

.....

СОЦИУМ (статья)

Кто придет на заводы завтра?

156685-247c6-33128891-

Предлагаем нашим читателям интервью директора Колледжа прессы и телевидения, кандидата педагогических наук, секретаря Национального союза журналистов Украины Глеба Головченко с Ильей Стариковым, Почетным доктором НАПН Украины, профессором психологии ННУ им. В. А. Сухомлинского.

Г. Г.- Однажды отец, работавший в Николаеве на знаменитом Черноморском судостроительном заводе, взял меня в детстве с собой, чтобы показать свой родной цех. И мне навсегда запомнилось половодье народа на площади перед заводской проходной в начале рабочей смены. Сюда со всех прилегающих улиц и переулков по утрам перед гудком стекались работники предприятия, подъезжали заполненные трамваи и автобусы. Сейчас площадь пустует и в начале рабочей смены и в конце….
Вы, Илья Моисеевич, много лет исследуете проблемы профессиональной подготовки рабочих кадров. Ваши работы на эту тематику занесены даже в энциклопедию «Профтехосвіта України: ХХ століття». Почему же, по Вашему мнению, сейчас пустуют наши ПТУ, готовившие молодых судостроителей?… Кто же придет на украинские верфи завтра?

И. С. -Глеб Александрович, тема, которую Вы затронули, сейчас беспокоит многих. Лет десять-пятнадцать тому назад в Украине и Николаеве отчетливо наблюдался переизбыток рабочих судостроительных профессий. Причина кроилась в том, что вся система подготовки молодых рабочих в украинских ПТУ плохо учитывала особенности динамичной рыночной экономики, которая стала преобладать в стране. Сроки обучения в училищах по-прежнему составляли от трех до пяти лет. В условиях плановой экономики основной объем работ на судостроительных заводах Николаева был связан со строительством крупнотоннажных военных кораблей, цикл постройки которых растягивался на несколько лет. Поэтому долгосрочная подготовка кадровых ресурсов не вызывала особых нареканий. Кроме того, с распадом Союза и переходом к динамичной рыночной экономике, строительство военных кораблей было прекращено, опытные рабочие, тем более выпускники ПТУ, остались не у дел. Появились безработные. Они начали самостоятельно трудоустраиваться на зарубежных верфях. Прекрасно обученных в Николаеве рабочих можно было встретить на предприятиях Польши, Прибалтики, Германии, России, Финляндии. Сложилась парадоксальная ситуация: чем лучше в наших ПТУ и учебных комбинатах предприятий подготавливались рабочие, тем охотнее их трудоустраивали на зарубежных заводах и таким образом все туже затягивали экономическую «удавку» на успешной работе наших верфей. Не случайно шумевшие днем и ночью когда-то цеха ЧСЗ замолкли, а площадь перед его проходной стала пустовать…
Но в последние годы в мире наблюдается рост потребности в развитии судостроительных и судоремонтных работ. На крупнейшем судостроительном холдинге Смарт Иэринтайм Груп (СМГ) объем производства в 2018 году увеличился вдвое по сравнению с прошлым годом. Все более широкое распространение в последние годы получают подрядные формы организации судостроительных и судоремонтных работ. Например, объемы работ, выполняемых ООО ССК «Николаевская Верфь» не только в Украине, но и в других Европейских странах, в последние годы значительно возросли. Причем, динамика роста таких работ, как свидетельствует практика, сдерживается из-за отсутствия квалифицированных рабочих кадров.
Пустующие ПТУ наконец-то встревожили и правительство Украины. Оно приняло решение передать их в ведение местных властей. Причем резко сократило объемы финансирования таких учебных заведений. Кроме того в местных органах власти отсутствуют специалисты, знакомые с требованиями и спецификой научно обоснованной организацией учебно-воспитательных и учебно-производственных процессов в различных отраслях промышленности. Да и учебно-материальная база училищ и учебно-курсовых комбинатов предприятий за это время уже пришла в полную непригодность.

Г. Г. -Так затронутая проблема касается не только ПТУ. В такой же ситуации оказался и наш Колледж прессы и телевидения – единственное в Украине учебное заведение, готовившее специалистов в сфере информатики. Дело в том, что не только финансирование ПТУ, но и всех учебных заведений первого и второго уровня аккредитации сейчас передано местным властям. В результате нашему Колледжу в прошлом году не было выделено из местного бюджета ни копейки. И в тоже время, оказывается, в бюджете города в прошлом году остались неизрасходованными более трехсот миллионов.

И. С. –Подобные факты убедительно свидетельствуют, что, по сути дела, украинские учебные заведения, готовящие рабочих и специалистов начальной квалификации, остались в настоящее время «беспризорными», брошены государством на выживание. Такая ситуация во многом объясняется не только позицией высших и местных эшелонов власти, но и менталитетом населения нашей страны. Долгие годы, да еще и в настоящее время, большинство родителей подрастающей молодежи, стремятся изо всех сил дать своим детям высшее образование. Причем, довольно часто не интересуясь желаниями и стремлениями самих детей. На учащихся ПТУ смотрят как на «неудачников», не способных «благополучно» и «счастливо» устроиться в обществе. Но ведь людям нужны не только опытные врачи, умеющие правильно диагностировать болячки, успешно оперировать. Не менее необходимы и знающие медицинские сестры, быстро находящие пульс при подготовке анализов. Не только опытные журналисты, готовые осмысливать события, происходящие в мире, но и репортёры, оперативно собирающие текущую информацию. Поэтому не случайно в Европейских странах от 40 до 70 процентов выпускников школ после их окончания поступают учиться в учебные заведения профтехобразования. Исследования американских психологов свидетельствуют, что не более 7% людей обладают личными качествами, необходимыми для успешного овладения профессией менеджера с высшим образованием. В тоже время опросы, проводимые при поступлении в украинские вузы, свидетельствуют, что подавляющий процент абитуриентов и их родителей нацелены на магистратуру, хотя теперь в высших учебных заведениях можно успешно овладевать специальностями и на уровне бакалаврата.
Для научно обоснованного решения проблем своевременной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров, специалистов низшего звена и создания для этого необходимой учебно-материальной базы, нужно, прежде всего, добиться того, чтобы этими вопросами «забеспокоились» местные органы власти. Чтобы они стали тематикой обсуждения широкой общественности на страницах местных газет. У меня нет сомнений, что при таких условиях в нашей области и в городе можно найти и необходимые резервы, и возможные пути довольно быстрого решения поднятых проблем.

.