вторник

21 мая

2019 г.

Сообщить новость

17-May-2019 ..... 18:24 .....

"Южная правда", № 36 (23964) .....

ЧЕЛОВЕК (статья)

Готовься к великой цели, а слава тебя найдет

Img_9055-m

В Пасхально-поминальную неделю я побывал на кладбище. Могила моей мамы, журналистки Татьяны Трескуновой, находится на центральной аллее городского кладбища в 30 метрах от могилы Ивана Иосифовича Винника. Здесь же захоронения известных николаевских судостроителей - Юрия Ивановича Макарова, Игоря Николаевича Овдиенко и многих других.
Винник скончался 6 декабря 2017 на 89-м году жизни, и до недавних пор на его могиле был лишь холмик земли. На этот раз я увидел, что на могиле появился памятник. На отполированной до блеска черной плите очень хороший четкий портрет Ивана Иосифовича и перечень его правительственных наград. По ним можно проследить все этапы развития николаевского судостроения второй половины прошлого века. Давайте вспомним этого незаурядного человека и великое дело, которому он посвятил свою жизнь.
Первые награды Винник получил в 1963 и в 1966 году задолго до строительства авианосца «Киев». Ими отмечены заслуги Винника, прежде всего, при строительстве подводных лодок. Всего на Черноморском заводе были построены 72 подводные лодки проекта 613. На десяти из них он был старшим строителем и отвечал за напряженные темпы строительства и сложные испытания, в том числе с погружением на глубину.
На этом конвейере-потоке завод мог сдавать до двух лодок в месяц, такого не было ни на одном другом предприятии. А в целом по стране было построено 215 лодок этого проекта - еще в Комсомольске-на-Амуре, Горьком и на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде. Эти лодки, способные опускаться на глубину до 200 метров, были гордостью нашего флота и предметом тщательного изучения разведывательных сил стран НАТО.
После завершения строительства подводных лодок на этом конвейере длиной около полукилометра было развернуто захватывающее дух у всех, кто впервые посещал это место, поточно-позиционное производство больших морозильных траулеров (БМРТ). В это же время на заводе были построены две крупнейшие китобазы «Советская Украина» и «Советская Россия», танкеры, сухогрузы, крейсеры и вспомогательные корабли для Военно-Морского Флота. В строительстве этих судов И. И. Винник принимал самое активное участие, будучи уже начальником двух ведущих цехов Черноморского завода.
Орден Трудового Красного Знамени в 1970 году Иван Иосифович получил за постройку и сдачу Военно-Морскому Флоту противолодочных крейсеров-вертолетоносцев ПКР «Москва» и «Ленинград».
И только потом пошли авианосцы. За строительство первого из них ТАКР «Киев» Иван Иосифович Винник получил золотую звезду Героя Социалистического Труда - высшую награду Советского Союза.
Иван Иосифович никогда не стремился к наградам, я это знаю точно. Помню, как в редкие дни отдыха во время сдачи авианосцев мы выезжали на пикники и располагались где-нибудь в лесочке под Севастополем. Находясь в компании своих ближайших помощников - строителей авианосцев, Винник, который прекрасно пел, просил меня подыграть ему на гитаре его любимую «Песню о тревожной молодости», в которой были такие слова:
Не думай, что все пропели,
что бури все отгремели,
Готовься к великой цели,
а слава тебя найдет…
Он не думал о наградах. Он просто на каждом посту старался сделать как можно лучше свою работу. И слава его нашла.
Памятник на могиле довольно скромный по сравнению с масштабами личности Винника. Когда-нибудь окрепшая страна поставит в Николаеве памятник судостроителям, стоящим на палубе авианосца, как напоминание о том, что в течение 30 лет своей истории этот город являлся центром строительства авианесущих кораблей. И одним из героев, стоящих на палубе авианосца, будет Иван Иосифович Винник.
Мы и сами не заметили, как своей жизнью и трудом вписали ярчайшие страницы в летопись Николаева, и лишь теперь становится понятно, что это был один из самых значительных и интересных периодов в его истории и в истории нашего судостроения.

Валерий БАБИЧ, судостроитель, журналист, автор книг об авианосцах.