четверг

18 июля

2019 г.

Сообщить новость

07-May-2019 ..... 14:00 .....

"Южная правда", № 34 (23962) .....

КУЛЬТУРА (статья)

«Великая миссия» немецких гуманитариев

B72235f0-9aaf-4f9d-9bfb-0042cf7099f8_w1023_r1_s

"...Создание третьего рейха и завоевания Гитлера в Европе превратили археологию, фольклористику, этнографию и антропологию в мощное пропагандистское орудие нацистской Германии...
Заросшие лабораторной паутиной «ученые-стратеги» находились в обозе наступающего вермахта. Эти кабинетные теоретики должны были доказать на практике, что немецкий народ не захватывает чужие территории, а возвращает свои исконные пространства - утраченные земли готской державы.
Корреспондент роскошного иллюстрированного журнала «Germanen-Erbe» («Наследие германцев»), издаваемого Розенбергом, писал в августе 1941 года о том, что в тыловых подразделениях армии «Юг», двигающейся по Украине, находились 700 специалистов-гуманитариев из университетов Дортмунда, Мюнхена, Берлина и Франкфурта.
Эти авторитетные археологи, антропологи и лингвисты были призваны найти следы готского присутствия на территории Крыма, Херсонской, Николаевской, Одесской областей, а затем далее - в Таганроге и Ростове-на-Дону.
Великая миссия немецких гуманитариев финансировалась ведомствами Гиммлера и Розенберга. В поисках готского наследия две конторы остро конкурировали между собой. В конце концов все окончилось банальным разграблением провинциальных музеев...
«В поисках чаши Святого Грааля». - Дюссельдорф, изд-во Patmos, 2013. Предисловие сетевого редактора."

В 2013 году в Дюссельдорфе вышел любопытный сборник архивных материалов, посвященных «гуманитарной миссии» немецкого вермахта на оккупированных территориях СССР.
Книжка вышла четыре года назад маленьким тиражом (750 экземпляров) и под спекулятивным заголовком «Auf der Suche nach dem heiligen Gral» («В поисках чаши Святого Грааля»). Составители сборника одновременно выложили текст в открытый доступ, за что им большое спасибо.
В годы оккупации на территории Николаевской области проводились немецкие археологические исследования. Об этом известно всем краеведам и историкам, однако никаких источников - отчетов, фотографий, находок - не было до сих пор обнаружено.
Редактора дюссельдорфского издательства Patmos опубликовали несколько документов - рабочие записи одного из руководителей экспедиции Рудольфа Штампфуса, которые дают некоторое представление об оккупационной археологии на Николаевщине в 1941-1944 годах.
Оказывается, еще в 1943 году этот немецкий археолог опубликовал в Берлине монографию «Германцы в Украине», где в приложении собраны чертежи раскопок, фотографии погребений, инвентаря и описи находок из грунтовых могильников на территории Николаевской области.
Книжка, как и положено на то время, была предельно заидеологизированной. Основная мотивация авторских исследований опубликована в преамбуле: «Плодородные черноземные земли этого края, которые немецкий меч освободил от большевистского гнета, являлись с III тыс. до н. э. целью заселения германских племен».

Цель заселения
германских племен

Интерес немецких археологов к памятникам на территории Николаевской, Херсонской и Одесской областей возник задолго до официального прихода к власти нацистов. В 1902 году ученый-филолог из Страсбурга Густав Коссинна получил кафедру в Берлинском университете и на волне национального объединительного движения создал целую концепцию «археологии поселений».
Он утверждал, что германские племена Европы были «на голову выше автохтонных европейских этнических сообществ. Готы и бастарны раньше других познакомились с железом и стали двигателем экономического прогресса на континенте…».
Коссинна напрочь отвергал археологическую статистику и идентифицировал готские памятники по отдельным предметам материальной культуры. Если объяснять простым языком, то, допустим, в ситуации, когда на многослойном поселении найдены катакомбная керамика, скифские псалии, зернотерки из поздней бронзы, греческие букрании (бронзовые фигурки быков для жертвоприношений) и... одно лезвие готского ножа, то во всеуслышание объявлялось: «Здесь жили наши предки, это исконно немецкая земля!».
Рудольф Штампфус профессор кафедры древней истории и ученик Коссинны полагал, что в конце каменного века, именно в Северное Причерноморье (Николаевская, Херсонская и Одесская области) пришли значительные массы северных поселенцев.
В поисках новых земель они осели здесь и развили принесенную с собой культуру, что имело особое значение для мировой истории. В качестве одного из доказательств Штумпфус приводит фотографии керамических сосудов, украшенных солярными (свастикообразными) знаками.
Перед немецкими исследователями стояла сложная задача. Археологической карты поселений Нижнего Побужья не существовало (ее создадут только через сорок лет, в середине 80-х). Времени проводить полномасштабную разведку гигантской территории тоже не было.
Берлинские археологи предложили немецкой тыловой администрации рейсхскомиссариата Украина проконтролировать запланированное строительство дороги между Николаевом и Таганрогом, которое, по их мнению, позволило бы выявить основные памятники, ареал распространения и границы готских племен.

Границы готских племен

Готские племена - один из полутора тысяч этносов, который участвовал в Великом переселении народов по коридору Северного Причерноморья. В отличие от индоиранских кочевников, они попали в междуречье Днепра и Буга не с востока, а с берегов Вислы и Одера.
Согласно «Истории готов» византийского епископа Иордана, в III веке нашей эры эти племена спустились в Северное Причерноморье и Крым, где основали собственное государство со столицей Данпарнстад в среднем течении Днепра.
В 269 году готы жестоко разгромили Ольвию. Варвары снесли оборонительные стены города, которые уже никогда не были восстановлены. Готское государство в Северном Причерноморье расположилось на обширной территории от Крыма до южного побережья Меотиды (Азовского моря). На западе граница пролегала по левому берегу Истра (Дуная), а на востоке - упиралась в прибрежную лесостепь дельты Танаиса (Дона).
Варварское королевство просуществовало на наших землях чуть более столетия. В 375 году оно было разгромлено гуннами. Остатки готов переселились на Балканы, где разделились на две ветви: остготов и вестготов. Первые основали свое королевство в Италии, где в VI веке их государство было уничтожено войсками византийского императора Юстиниана, вторые - распространились по всей Европе.
Вестготы отомстили гуннам. В 451 году в «битве народов» при Каталаунских полях они в союзе с франками, сарматами, арморицианами, бургундионами, саксонами и римскими легионами разгромили армию Атиллы. После этого варвары создали свои королевства в Испании, на землях франков и саксонов, в Галии и Этрурии.
Готская эпоха в Европе продолжалась вплоть до VIII века нашей эры, а в Крыму последние упоминания о них датируются аж XVII веком. В реальности же «готская археология» на территории Николаевской области представлена небольшим количеством памятников в верхних слоях Черняховской культуры.
Погребальный инвентарь - аскетичный («нищенский») - грубая лепная керамика, предметы конской упряжи (псалии), зернотерки, наконечники стрел, женские пряслица и т. д. Никаких шедевров ремесла и культовых предметов в готских могильниках до сих пор не обнаружено.
Однако немецкие археологи в 1941-м были убеждены в том, что культовый центр готов находиться «где-то здесь», и искать прародину арийцев нужно на святых капищах между Днепром и Южным Бугом.
Сегодня, когда готские памятники описаны и классифицированы по инвентарю, погребальному обряду, экономике и духовной культуре, любой начинающий археолог пожмет плечами: искать «Чашу Грааля» на периферии небогатого варварского королевства - утопия.

Утопия

В дюссельдорфском сборнике документов о раскопках готских могильников в Николаевской области много места отведено жесткой конкуренции между двумя эсесовскими подразделениями, которые стремились первыми попасть на древние капища «арийцев»: «Ahnenerbe» Генриха Гиммлера и «Amt fur Vorgeschichte» («Ведомство преистории») Альфреда Розенберга.
Запланированное строительство дороги между Николаевом и Таганрогом проходило через зоны ответственности руководства СС и полиции, которые подчинялись непосредственно Гиммлеру, а часть земель находилась в управлении рейхскоммисариата Украины (ведомство восточных территорий Альфреда Розенберга).
Возникло «эмоциональное напряжение» между высокими начальниками. Первым «сломался» Гиммлер. Он не захотел обострять отношения, запретил своим людям работать на территории гражданской администрации, отправив экспедиции в Крым и на Кавказ.
Готские «священные рощи» в корабельном крае стали раскапывать двое известных археологов: Рудольф Штампфус из Берлинского университета и Герберт Янкун из Веймарского института древностей. Проехав по землям будущей трассы Николаев - Таганрог, они весной 1942 года решили начать с курганного поля, расположенного к юго-западу от села Калиновка.
Здесь они вскрыли восемь небольших пятен (курганы высотой от 0,5 до 1,5 метра). По описи находок и чертежам разрезов насыпи все захоронения относились к катакомбной культуре эпохи поздней бронзы. Впускные погребения кочевников раннего средневековья были без инвентаря.
Через два месяца немцы переместились в село Посад-Покровское на территории Херсонской области. Здесь они разгромили два скифских кургана, полностью снесли насыпь до материка, не обращая внимания на сопутствующие погребения других культур. Не найдя в центральном захоронении «готского царя», археологи разрыли таким же варварским способом еще курган с кенотафом (могильная яма без костяка) и совсем опустили руки.
По свидетельству Штампфуса, в раскопках «оказывали помощь местные археологи». Автор не называет конкретных имен и фамилий, а лишь упоминает о том, что именно «местные» посоветовали «переехать в деревню Покровку на реке Чичиклея».
Сегодня этот многослойный памятник на территории Веселиновского района известен далеко за пределами Украины. Здесь расположено одно из самых больших черняховских городищ с сохранившимися земляными валами, оборонительным рвом и центральными воротами.
Масштабы этого громадного поселения не позволили нацистским археологам его разрушить. По словам Янкуна, «необходимо было привлечь бульдозеры для механической расчистки, так как силами военнопленных и крестьян в короткое время невозможно вскрыть этот древний город до материковой глины. Из-за дефицита техники произвели только несколько пробных траншей...». Отсутствие бульдозера спасло уникальный памятник, который до сих пор хранит свои тайны и ждет исследователей.
Каким образом были организованы археологические экспедиции оккупантов? Кто в них работал? Как велись документация и отчетность? Каков был режим рабочего дня? На эти вопросы история сохранила только «глухие» ответы.
«Глухие» ответы
Ни Рудольф Штампфус, ни Герберт Янкун в своих предисловиях ничего не говорят о бытовой стороне работы экспедиций. Глухие упоминания о «военнопленных» и «местных жителях» в качестве рабочей силы не добавляют ясности.
На масштабных раскопках должны присутствовать специалисты. Хотя бы по одному человеку на несколько квадратов поселения. Без пристального контроля профессионалов рабочие запросто могут снести лопатами дневную (древнюю) поверхность памятника, и тогда все попытки его теоретической реконструкции теряют смысл.
Картинку ежедневной работы археологической экспедиции оккупантов можно воссоздать из отрывочных свидетельств участников немецких раскопок на острове Хортица, где в качестве рабочей силы использовались военнопленные солдаты и офицеры из близлежащего шталага.
Источниками могут служить также мемуары румынского жандарма Григориу Мутянэ, опубликованные в Бухаресте в 2006 году, и сборник статей Александра Даллина «Археология вермахта», который находится в открытом доступе на ресурсе «Озон» с 2003 года.
Кино безрадостное. Военнопленные работают весь световой день, по краям раскопа стоит вооруженная охрана, общение немецкого археолога с рабочими через переводчика, питание такое же, как в лагере, за малейшее нарушение режима и технологии работы - смерть.
В Симферопольском музее экскурсоводы любят показывать нерадивым студентам офицерские книжки двух младших лейтенантов Красной Армии, которые были расстреляны только за то, что на полштыка глубже прокопали дно хозяйственной ямы при раскопках жилища в Бельбеке.

***
Великий поход немецких гуманитариев на восток не обогатил мировую науку. Древняя история использовалась нацистами исключительно для обоснования своих военных притязаний.
Начальник штаба верховного командования сухопутных сил вермахта генерал-полковник Франц Гальдер вспоминал: «В приватных беседах Гитлер часто возвращался к той мысли, что необходимо посылать специалистов-археологов на присоединенные территории, чтобы реально доказать, что взятое нами сегодня, когда-то нам и принадлежало. Особенно он настаивал на исследовании Крыма и южных областей Украины, которые в древности населяли германские племена - готы...».
Многие археологические памятники на оккупированной территории Украины были разрушены нацистами «во имя науки». В Крыму немецкие археологи уничтожили часть римского некрополя в крепости Харакс на мысе Ай-Тодор. В конце I века нашей эры здесь находился гарнизон моряков Равеннской эскадры, а во II веке размещались солдаты
I Италийского и ХI Клавдиева легионов. По следам раскопок немецкие документалисты сняли пропагандистский фильм о готах - древних германцах - хозяевах Крыма.
В Ольвии два года подряд также работала немецкая экспедиция, которая пыталась обнаружить здесь следы римского и готского присутствия. Летом 1942-го и 43-го годов немцы вскрыли несколько десятков квадратных метров возле римской цитадели и... внезапно прекратили работы (времени не хватило?). Никаких отчетов, документов, фотографий и чертежей после этих исследований не сохранилось.
Останки готов нацисты пытались обнаружить и в Херсонской области. На околице села Чернобаевка они раскопали группу из шести курганов. Находок и отчетных документов тоже никаких нет.
Попытки нацистов заняться системными археологическими исследованиями на оккупированных территориях Украины носили спорадический характер. В основном немцы занимались банальным грабежом исторических музеев.
В начале войны были созданы специальные подразделения, которые составляли списки наиболее ценных предметов, и по ним вывозили исторические ценности в Берлин. Тотальному опустошению подверглись музеи Харькова, Киева, Николаева, Полтавы, Чернигова и многих других городов.
После войны нацизм в археологии фактически не осуждался. Своей должности лишился лишь один человек - Рудольф Штампфус. Янкун был сначала осужден научным сообществом, но затем реабилитирован и продолжил заниматься археологическими исследованиями вплоть до своей смерти в 1990 году.

Сергей ГАВРИЛОВ.