вторник

23 апреля

2019 г.

Сообщить новость

21-Mar-2019 ..... 15:29 .....

"Южная правда", № 21 (23949) .....

КУЛЬТУРА (статья)

Портрет Веры и просто женский портрет

438

Выставка «Три возраста женщины», открывшаяся в областном художественном музее имени Василия Верещагина, представляет широкую галерею образов, запечатленных в живописи и скульптуре. Женская тема в искусстве относится к категории вечных. Она неисчерпаема – вдохновляет мастеров кисти и резца, привлекает внимание зрителя, и вернисаж в канун 8 Марта прошел с аншлагом.

Экспозиция, составленная из произведений ХХ столетия и нынешнего, интересна во многих отношениях. Мы можем сопоставить особенности стилей художников-творцов, увидеть, какими были музы-вдохновительницы прошлого времени и идеалы настоящего. Портретный жанр ушедшей эпохи представлен громкими именами: это классик украинской живописи Татьяна Яблонская и художник андеграунда Алла Горская из когорты диссидентов-шестидесятников, приверженец символизма и традиций древнерусской живописи Кузьма Петров-Водкин, основатель «сурового стиля» Петр Оссовский и Андрей Коцка - «співець дівочої краси», который искал, находил и изображал колоритных гуцулок и «верховинок».
Портреты – это не только образцы мастерства, но и жизненные истории, достойные отдельного рассказа. Портрет Веры Шухаевой кисти неоклассика Василия Шухаева, примечательный гладким письмом и тонким колоритом, подчеркивающим утонченность натуры, датирован 1920-м и написан в Петрограде. Тогда жизнь в очаге Октябрьской революции еле теплилась, и супруги, покинув родину, обосновались в Париже. Талант Василия Ивановича признали, и все сложилось благополучно. Он получал заказы на иллюстрации книг, декорации оперных и балетных спектаклей, преподавал живопись и рисунок в собственной школе-мастерской на Монпарнасе, выставлялся в Европе и за океаном. А потом семья вернулась в большевистскую Россию, где «жить стало лучше и веселее». В 1937 году Шухаевых арестовали и отправили на Колыму. Художник, творчество которого ценили высоко, отбывал срок на лесоповале. Орудием труда изящной Верочки, бывшей владелицы модного парижского салона, стала лопата. Надеясь на пересмотр дела, она подавала прошения во все инстанции, потому что не представляла «Ваську без его искусства». Сила духа и оптимизм Веры помогли ему выжить. Спустя десять лет художник снова вернулся к мольберту, и первой работой после долгого перерыва был новый портрет любимой женщины.
В портретном ряду разные образы и лица. Среди них Ольга Беюл, чей облик запечатлел Алексей Пахомов. Согласившись позировать, актриса одобрила предложенную мастером композицию и лилово-розовый наряд в стиле color black. Портрет удался, и критики отнесли его к разряду «мощно написанных и впечатляющих». Это было в 1927 году. К тому времени «отчаянно честолюбивая девушка», стоически выдержав тяготы послереволюционной разрухи и Гражданской войны, получила театральное образование. Сценическую деятельность начала в 6-й передвижной труппе Политпросветуправления Петроградского военного округа, продолжила в Большом драматическом театре, ТЮЗе и Ленинградской филармонии. Снималась в кинофильмах, выступала с сольными программами как мастер художественного слова. «Была и в Николаеве, но это было давно...» - это строки из письма Ольги Павловны, адресованного верещагинцам, в котором актриса рассказала о себе и истории возникновения портрета.
Современное портретное искусство показано на примере коллекции николаевских художников. В этом выставочном разделе тоже ярко выражены авторские предпочтения, художественные трактовки и есть на чем сосредоточить взгляд. Своеобразна живопись Андрея Антонюка («Портрет знатної тваринниці Ганни Ганусевської») и идеален реализм Михаила Ряснянского («Музикознавець Б. Н. Кресіна»). Их работы позволяют понять дух эпохи, в которой тема труда задавала тон. Тема «женщина и зеркало», признанная вечной темой всех времен, хорошо раскрыта в автопортрете Ларисы Мандриковой «Відображення у дзеркалі» и работе «Дзеркало» Константина Головина. Обратившись к жанру «ню», живописец проявил недюжинное мастерство, деликатно подчеркнув красоту и совершенство обнаженного женского тела. В творчестве Ольги Артым фигуративная живопись занимает особое место. На протяжении нескольких лет она работает над сериями «Дети» и «Жители города N», изображая людей разного возраста и профессий. С душевной теплотой написана юная «Україночка. (Ганнуся)», озаренная солнечным светом. В лирической тональности «Золота осінь», напоминающая о том, что в жизни каждой женщины есть четыре времени года.
Меняются поколения, взгляды и вкусы – интерес к искусству остается. Зрители любовались поэтически задумчивой Анной Ахматовой и «Девочкой с книгой», «Оленкой» в гуцульском кептаре и Лекой Мандриковой в эффектном красном одеянии, благодарили организаторов выставки за чудесный мартовский подарок из «бесценного музейного собрания».

Наталия СМИРНОВА. Фото автора.