пятница

22 марта

2019 г.

Сообщить новость

09-Mar-2019 ..... 11:46 .....

"Южная правда", № 16 (23944) .....

ЭКОНОМИКА (статья)

«Евробляхи»: сколько собрали и куда потратят?

1072160.jpg

Тема «евроблях» будоражила украинское общество много месяцев. Сейчас решение вроде бы найдено, но к нему осталось не меньше вопросов, чем к самой проблеме. Как известно, в прошлом месяце закончился льготный период, в течение которого автомобиль на еврономерах можно было растаможить за полцены. Часть владельцев этих машин благополучно этим воспользовалась. Оставшимся придется платить полную цену за таможенное оформление. А тот, кто не успеет это сделать до 24 мая сего года, рискует нарваться на штраф в 170 тысяч гривень. На сегодняшний день, по мнению экспертов, свои «евробляхи» растаможило не более трети их владельцев, и вряд ли основная масса остальных бросятся этим заниматься. Наверное, это не то, на что рассчитывали авторы идеи, но все же в бюджет страны поступила дополнительно немалая сумма.
По данным Николаевской таможни, на 25 февраля сего года было оформлено 1269 транспортных средств, зарегистрированных в других странах. За них были уплачены в бюджет 75,2 млн грн платежей. Здесь речь идет о тех авто, которые были ввезены на таможенную территорию Украины в период с 1 января 2015 года до 25 ноября 2018 г. и помещены в таможенные режимы транзита или временного ввоза. При этом 1261 транспортное средство (это более 99,3% от общего количества растаможенных авто) находились на таможенной территории Украины с нарушением сроков и условий режимов временного ввоза и транзита.
Следует отметить, что Николаевщина далеко не лидер в растамаживании «евроблях». ТОП-5 областей, где таможенное оформление (за период с 25.11.2018 по 24.02.2019 года) прошло наибольшее количество автомобилей, выглядит следующим образом: Киевская -
24103 шт., Волынская - 15443 шт., Закарпатская - 12094 шт., Львовская - 11163 шт., Черновицкая - 10652 шт.
Всего же, по данным ГФС, в Украине за время действия льготного периода таможенное оформление прошло более 218 тысяч автомашин, за которые было уплачено 13,5 млрд грн. Из них почти 140 тысяч авто с иностранной регистрацией, которые были ввезены на таможенную территорию Украины с 1 января 2015 года до вступления в силу новых правил ввоза таких автомобилей и находились в таможенных режимах временного ввоза или транзита. Другими словами, это классические «евробляхи». И за них было уплачено 8,65 млрд грн (акцизный налог, НДС, пошлина).
Кроме того, из вышеназванного количества более 120 тысяч авто находились в Украине с нарушением таможенных правил. Поэтому их владельцы, во избежание административной ответственности, добровольно уплатили более 1 млрд грн (8500 грн за каждое авто). В общем, определенную сумму правительству таки удалось собрать. Куда же она пойдет?
По словам Президента Украины П. Порошенко, собранные от оформления «евроблях» суммы пойдут на выплаты пенсионерам. Речь идет о компенсации индексаций пенсий за 2015 - 2016 годы. Поскольку в тот период из-за агрессии России и связанного с ней экономического кризиса у государства попросту не было возможности для проведения индексаций пенсий.
Данная компенсация, а выплатят ее в марте - апреле сего года, составит порядка 2140 гривень на каждого, кто ее получит. Правда, получат не все, а только те, у кого пенсия минимального размера. Кроме того, по словам министра соцполитики Андрея Ревы, эти пенсионеры должны иметь полный страховой стаж.
Все прекрасно понимают, на сегодня в нашей стране не то что на минимальную, но даже и на среднюю пенсию выжить невозможно. Поэтому поддержка людей преклонного возраста дело благое. Но «фишка» в том, что собрать с «евробляхеров» заметную сумму получилось только один раз. По крайней мере, в ближайшее время. Ведь при нынешних условиях о массовом ввозе в Украину подержанных автомобилей можно забыть.
При этом автолюбители приводят довольно любопытные соображения. Так, николаевец Александр считает, что формулы расчета акцизов, налогов и пошлин при ввозе «евроблях» теперь составлены таким образом, чтобы затруднить ввоз в Украину именно недорогих машин, например, с небольшим объемом двигателя. То есть именно на малолитражки, которые недорого стоят в Европе, будут максимальные накрутки при оформлении в Украине (при прочих равных условиях). Таким образом, будут отсеяны все те, кто ограничен небольшой суммой средств.
А вот николаевский водитель с 30-летним стажем Василий уверен, что увеличение стоимости оформления «евроблях» - шаг правильный. По крайне мере, количество машин в плохом техническом состоянии на дорогах Украины и области должно уменьшиться.
Однако многими высказывается и еще одно соображение. Падение количества ввозимых из Европы подержанных авто, скажем, 5 - 10-летнего возраста приведет к тому, что люди начнут «вдыхать вторую жизнь» в 30 - 40-летние «Жигули» или же в европейский автохлам того же возраста. Ведь ни на новую машину, ни даже на приличную подержанную у них попросту нет денег.
Одним словом, тема, похоже, будет иметь продолжение.

Александр НИКОЛАЕВ.