пятница

22 марта

2019 г.

Сообщить новость

26-Feb-2019 ..... 13:43 .....

"Южная правда", № 15 (23943) .....

ЧЕЛОВЕК (статья)

Уходят лучшие судостроители

661-%d0%91-%d0%9e%d0%bb%d0%b5%d0%b3-%d0%98%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%87-%d0%a5%d0%be%d1%82%d0%bb%d1%83%d0%b1%d0%b5%d0%b9

На прошлой неделе ушли из жизни два известных николаевских судостроителя - Олег Иванович Хотлубей и Галина Петровна Наумова.
Олег Иванович Хотлубей много лет работал сначала заместителем главного конструктора по верфи, а потом - главным конструктором Черноморского судостроительного завода. На нем лежала главная нагрузка при решении конструкторских вопросов во время строительства всех кораблей на заводе, включая гражданское судостроение.
У Хотлубея мозг работал, как электронная машина, и для меня всегда было удивительно, сколько информации он мог вмещать по самым разным специализациям, начиная от организации проектных работ по спуску со стапеля на воду рекордных по размерениям и массе кораблей и кончая вопросами совместимости радиоэлектронного вооружения авианосцев и базирования на них авиации. Я как начальник бюро отдела главного конструктора ЧСЗ по авианесущим кораблям и наземному испытательно-тренировочному комплексу корабельной авиации «Нитка» подчинялся непосредственно Хотлубею.
Олег Иванович Хотлубей скончался 18 февраля 2019 года на 85-м году жизни и был похоронен в Николаеве 21 февраля 2019 года.

Галина Петровна Наумова работала начальником заводской лаборатории физических полей в Центральной заводской лаборатории Черноморского завода (ЦЗЛ). Физические поля корабля - магнитное, электрическое, электромагнитное, акустическое, тепловое и
т. д. - это важнейшие параметры, на которые настраиваются головки самонаведения ракет и торпед противника. Задача при проектировании, а потом при строительстве и испытаниях сделать все возможное для снижения этих полей и тем самым затруднить противнику поражение корабля. На четвертом авианосце «Баку» мы начали заниматься и снижением радиолокационной заметности корабля с помощью специального радиопоглощающего покрытия, наносимого на надстройку, которое на «Баку» составило более 2000 кв. метров. Это принято называть технологиями «Стелс».
Этими всеми вопросами и занималась Галина Петровна Наумова в связке с проектными организациями и научными институтами. Это была очень ответственная работа, с которой Галина Петровна успешно справлялась. При ее участии были построены все наши авианесущие корабли - крейсеры-вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград», тяжелые авианесущие крейсеры (ТАКР) «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку», авианосцы нового поколения - «Адмирал Кузнецов» и «Варяг».
Галина Петровна скончалась в Москве 21 февраля 2019 года на 83-м году жизни в семье своих детей, куда переехала в последнее время. Похоронена в Москве.
К сожалению, уходят из жизни судостроители высочайшей квалификации. Утеряна преемственность поколений. Если когда-нибудь придется начинать сначала, то главной трудностью для возрождения нашего судостроения станет кадровая проблема.

Валерий БАБИЧ, автор книг об авианосцах.