пятница

22 марта

2019 г.

Сообщить новость

21-Feb-2019 ..... 12:19 .....

"Южная правда", № 13 (23941) .....

КУЛЬТУРА (статья)

Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии

%d0%93%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d0%b0-1

Древнее государство античной эпохи - Ольвия - уже много десятилетий притягивает к себе как ученых-историков, так и творческих людей. И если первые пишут фундаментальные труды и защищают диссертации, то вторые силой своего многогранного таланта и различными художественными приемами пытаются показать влияние античной культуры на развитие современного украинского Причерноморья, связь философских и этических идей того времени с настоящим.
Среди таких - супруги-художники из Николаева Татьяна и Владимир Бахтовы. Они влюблены в цветущую ольвийскую степь, в ее историю настолько, что больше двадцати лет назад покинули свою городскую квартиру и поселились возле ольвийского заповедника. Кроме всего прочего, эти места вдохновляют, побуждают к творчеству. Само название Ольвия означает «счастливая», а фамилия Бахтовы переводится с тюркского как «счастливая судьба». Неудивительно, что связь с этой местностью они почувствовали на подсознательном уровне.
Глава семьи сам стал архитектором своего дома, в котором воплотил главный замысел, - сохранить неповторимую ауру Древней Греции. Именно здесь, среди античных руин, заслуженный художник Украины, обладатель Серебряной медали Парижского салона общества французских художников «Гран-Пале», член Международной ассоциации «Созвездие графиков» и нынешний номинант Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Владимир Бахтов и изобрел авторскую технику художественной реконструкции с помощью гелиограффити (рисование огнем).

Античные коды Украины

Напомним, Владимир Бахтов - художник, фотомастер, график, он стал автором идеи художественной реконструкции событий античной эпохи. Вместе со своей женой Татьяной уже длительное время исследует археологические ландшафты древнегреческого города Ольвии.
А недавно в музее украинской диаспоры в Киеве состоялась презентация проекта Владимира и Татьяны Бахтовых «Античные коды Украины. Сакральные реконструкции». Эта выставка - попытка подвести итоги многолетней работы. В экспозиции полтора десятка экспонатов. Но это не просто картины. Огромные фотопанно размером 4 на 1,5 метра, выполненные в двух присущих художникам техниках (гелиограффити и перформанс «terra-театр»), делают эту выставку уникальной.
Как уже отмечалось, гелиограффити - это авторское изобретение Владимира. Оно заключается в фотофиксации пространственного рисования огнем исчезнувших объектов архитектуры. Мастер с помощью горящего факела воспроизводит контуры древних зданий. Благодаря установке на камере большой выдержки получает фото, где путь источника огня превращается в линии, которые соответствуют силуэтам древних архитектурных сооружений.
Чисто с технической стороны технология рисования огнем известна достаточно давно. «Раньше Пикассо создавал картины в двухмерном пространстве. Позднее рисовали горизонтальные двухмерные картины. Но я добавил третье измерение, и получилось очень простое, но эффективное изобретение. Для этого надо очень мало - факел и спички», - рассказывает мастер.
Работы Бахтова отличаются тем, что он использует только открытый огонь (а не современные электрические устройства), который в представлении древних греков был одной из четырех античных стихий. Еще одно отличие - он изображает трехмерные архитектурные сооружения именно в тех местах, где они когда-то действительно были.
Эти пространственные объекты можно увидеть исключительно на фото, поскольку в реальности остается только огненный ритуал в темноте, ведь процесс происходит ночью при лунном свете. Все это придает творениям Бахтова мистики, производит глубокое впечатление и заставляет задуматься над сочетанием пространства и времени в нашей жизни.
Вторая техника, в которой работают супруги Бахтовы, - перформанс «terra-театр». «Она заключается в том, что мы работаем с волонтерами - живыми людьми. Мы раскрашиваем их натуральной глиной разных цветов, одеваем в античные одежды, и они разыгрывают пантомимные сцены из античной мифологии. То есть идет воспроизведение того или иного мифа, который фиксируется на фото или видео», - присоединяется к разговору Татьяна.
Следует отметить, что все работы, выполненные в гелиограффити и технике «terra-театр», так или иначе связаны с античными поселениями: они были созданы или в Ольвии, или в других древнегреческих городах Северного Причерноморья.
Если бахтовский метод гелиограффити связан, прежде всего, с Ольвией, то перформанс «terra-театр» - еще и с античной Тирой. Напомним, что ее остатки сохранились на территории Аккерманской крепости, возле которой сейчас находится современный город Белгород-Днестровский Одесской области.
К сожалению, в связи с боевыми действиями на востоке Украины в 2014 году эту экспозицию демонтировали. Поэтому нынешняя выставка в Киеве - это попытка реанимировать то, что было в музее античной Тиры. В частности, речь идет о триптихе Рождение - Жизнь - Смерть.
«Это моя попытка привлечь внимание к проблемам на государственном уровне. Ведь невнимание к регионам и приводит к последствиям, которые мы сейчас наблюдаем в Крыму и на Донбассе. Что касается меня, то я сторонник того, чтобы люди сами давали оценку героическим событиям. Но государство должно прививать уважение к жертвенности, героизму, активности людей в те или иные времена», - продолжает тему Владимир Александрович.
«Наше государство не обращает внимания на определенные события, Россия, наоборот, очень удачно манипулирует фактами. Она запросто присваивает себе даже исторические события. Скажем, у них уже написали труды, которые утверждают, что Скифия, античные города - это, мол, их сакральная территория. И это было еще задолго до событий в Крыму и на Донбассе. И если бы не война, то на эти нюансы до сих пор бы не обращали внимания», - замечает Татьяна Бахтова.
Она также рассказывает, что еще в 2007 году у них была выставка в Москве с экспонатами, выполненными в технике гелиограффити. Организатор той выставки уже тогда взял на себя смелость, не посоветовавшись с авторами, написать «Крым - в огне!». «Наше возражение, что от Крыма там был только кусочек Херсонеса, все остальное - Ольвия, осталось без внимания. Ведь для них всегда была важна имперская пропаганда», - продолжает Татьяна.

Путешествие на древнегреческой диере

Известно, что для создания произведения искусства нужны талант, вдохновение. А еще - жизненный опыт, мировоззрение, а также собственный взгляд на историю, архитектуру и многое другое.
На развитие Владимира Бахтова как художника большое влияние оказали морские путешествия по Средиземному и Черному морям, в которых он принимал участие в течение 1989 - 1992 годов.
То были времена перестройки, много новых идей. Группа энтузиастов предложила реконструировать древнегреческое судно - диеру - и пройти на нем по Черному и Средиземному морям. Это была своеобразная экспедиция, которая должна была воссоздать легендарный морской поход героя античных мифов - Одиссея. Проект поддержало тогдашнее руководство Черноморского морского пароходства, которое и обеспечило его финансирование. Плавание состояло из нескольких этапов.
Следует отметить, эта поездка была не из легких. Диера имела мачту с парусом, но им пользовались только при попутном ветре, большую часть времени шли на веслах. Работать приходилось в две-три смены. Никаких кают на судне не было, спали в трюме под палубой для гребцов. Диеру сопровождал буксир, ведь во время штормов было довольно опасно, потому что, как поведет себя древнее судно в таких условиях, - никто не знал. На тот момент опыта реконструкции таких морских походов было мало. Разве что плавание Тура Хейердала на «Ра-1» и «Ра-2».
«Маршрут этого путешествия пролег из Одессы через Стамбул, порты Греции и Италии до Марселя. А дальше по рекам и каналам Франции до Бреста на побережье Атлантического океана. Команда насчитывала около 50 человек. Я был простым матросом. Мы не только знакомились с другими странами, их культурой, историей, архитектурой, у меня была еще одна цель - организовывать выставки в каждом городе, популяризировать наш край. Работы возил с собой. Например, на острове Эльба прошли две мои выставки», - делится воспоминаниями Бахтов.
Он участвовал в четырех сезонах этой экспедиции. Далее со своей женой Татьяной они несколько лет путешествовали по Европе, набираясь впечатлений.

Когда и почему молчат музы

В разговоре с супругами Бахтовыми мы не смогли обойти тему социального статуса художника в современных украинских реалиях.
Есть известное выражение: когда говорят пушки, музы молчат. Оно довольно точно передает эмоциональное состояние художников во время войны. «Во-первых, в это время появляется много моральных диссонансов в восприятии реальности, художники очень чувствительны к этому. Неудивительно, что многие из них уже несколько лет вообще не работают. Кроме того, рухнул рынок - никто ничего не покупает», - утверждают Бахтовы.
По их мнению, в Украине много художников, которые считают себя профессионалами. «А вот в Европе профессиональных художников не так много. Немало талантливых творческих людей зарабатывают на жизнь другим способом, потому что понимают, что это дело далеко не всегда прибыльное. А вот когда они выходят на пенсию, начинают заниматься любимым делом, они живут и радуются, проводят выставки. Они свободны и счастливы. А если бы они были профессионалами, то были бы в большинстве своем бедными и думали бы, как заработать на жизнь», - утверждает Татьяна.
Вместе с тем в Европе есть понимание того, что художники нуждаются в поддержке. Например, в Германии выделяются бюджетные средства на приобретение работ немецких художников, и эти финансы не могут быть потрачены на иностранцев.
«И в этом есть определенный диссонанс с Украиной. Несмотря на отсутствие государственной поддержки, сейчас у нас художников в десятки раз больше, чем, скажем, в Испании. Но при этом там гораздо больше художественных галерей. В Николаеве же, к слову, - только одна галерея, даже в Киеве их всего несколько. Но и туда мало кто ходит. У людей нет потребности и желания приобщаться к современному искусству», - говорит Бахтов.
Очевидно, что эта проблема связана с недостаточно высоким общим уровнем культуры. В определенной степени это объясняется и гораздо более низким уровнем жизни, чем в Европе. Людям, которые думают о выживании, не до высокого искусства. Но проблема не только в этом. Скажем, в других странах ленд-артовские проекты после их фото- и кинофиксации оставляют в природе, чтобы ими могли любоваться. Однако это не о нас - Бахтовы пытались оставлять свои работы в Ольвии, но их быстро уничтожали.
«Одна девочка на выставке, глядя на мои работы, сказала: «Ой, у вас так хорошо, как в компьютере». А когда я переспросила: «А туда их по-твоему, кто положил?» Она ответила: «Интернет». Этим все сказано. Это современная система воспитания», - рассказывает Татьяна Бахтова. К слову, признанный мастер офорта и живописи на левкасе.
Картины, известно, покупают люди небедные. Поэтому художники, как никто, заинтересованы в том, чтобы наша страна богатела. «До 2007 года рынок жил. Коллекционирование было престижным. Сегодня этого не хватает. Молодежь, даже если у нее есть деньги, мало интересуется искусством, она, в основном, проводит время в ресторанах и кафе с дорогими смартфонами. Но я верю, что это изменится. Возьмем хотя бы Китай. Раньше там почти никто не интересовался европейским искусством. Но как только часть его населения начала богатеть, они начали покупать художественные произведения - как классику, так и современных мастеров», - рассказали мои собеседники. Итак, есть надежда, что и у Украины все еще впереди.

А. МИРОШНИЧЕНКО.