пятница

22 февраля

2019 г.

Сообщить новость

17-Jan-2019 ..... 13:25 .....

"Южная правда", № 4 (23932) .....

ЧЕЛОВЕК (статья)

О Николае Дмитриеве: инженере и человеке

26995-568x0-5759a

Полка краеведческой литературы о нашем городе и его обитателях пополняется. Недавно в областной библиотеке имени А. Гмырева была презентована книжка коллективного авторства Евгения Горбурова, Натальи Пономаревой и Владимира Левицкого «Инженер Николай Дмитриев» - о выдающемся инженере-судостроителе.
Выходные данные нового издания - картинка непростой ситуации издательского бизнеса в провинции.
На внутреннем титуле обозначены: типография Павла Шамрая, библиотечные индексы и коды, фамилии двух рецензентов, редактора, верстальщика и… тираж - 150 экземпляров. Книжка с момента своего рождения уже «запрограммирована» стать библиографической редкостью.
Биографическая проза - устоявшийся жанр литературы. Она сложилась во многих видах: просопографическом, эпистемиологическом, историческом, литературном (серия ЖЗЛ) и других способах изложения.
Воспроизвести жизнь человека на бумаге - трудоемкая задача, которая требует привлечения обширного и разнородного круга источников.
Инженер-судостроитель Николай Иванович Дмитриев - главный объект исследования в новой книжке. Именно «объект», а не «герой» («персонаж» или «действующее лицо»). Авторам понадобилось 156 страниц текста на мелованной бумаге, чтобы превратить «человека» в «объект исследования».
Они не скрывают этого отношения с самого начала повествования. Традиционное предисловие озаглавлено так: «Предисловие или ошибки, которые надо исправлять».
Какие ошибки в освещении биографии Николая Дмитриева допустили несколько поколений историков-краеведов до выхода их новой книжки?
Авторы отвечают: «Специалисты-исследователи истории судостроения, историки-краеведы Николаева на вопрос: кто такой Н. И. Дмитриев, дают ответ в объеме информации о нем, собранной в энциклопедическом словаре «Николаевцы», «Морском энциклопедическом словаре», «Энциклопедии истории Украины», состоящей максимум из 21 предложения. Факты биографии с сокращениями и трафаретным перечнем его заслуг и достижений перед судостроительной отраслью, заводами и городом Николаевом перекочевывают и сегодня из одной публикации о нем в другую. От печатных средств информации эта «болезнь» поразила и электронные…».
Здесь, наверное, авторской группе следует напомнить, что энциклопедические статьи для того и существуют, чтобы «перекочевывать из одной публикации в другую».
За каждым предложением авторитетного справочного издания стоит честный труд многих исследователей, гигабайты переработанной архивной информации и… беспристрастная проза - полное отсутствие эмоций (не торчат «авторские уши» в тексте выверенной энциклопедической статьи).
Что авторы предлагают читателю вместо энциклопедического текста из 21 предложения? Предлагают скорректированную биографию известного судостроителя Николая Ивановича Дмитриева, который был не только блестящим инженером, но и талантливым менеджером-управленцем. Именно при нем началась программа строительства первых черноморских дредноутов.
Авторы уточняют даты жизни «объекта исследования», отслеживают его производственные и личные контакты, существенно расширяют круг источников и вводят в оборот множество косвенных свидетельств (источников «второй руки») о деятельности судостроителя.
Книжка иллюстрирована фотографиями артефактов начала ХХ века из частных коллекций (один из авторов - известный в городе коллекционер), документами и письмами Николая Дмитриева. Текст снабжен ссылками, и некоторые из них сопровождает развернутый комментарий авторов.
Что же в итоге получилось? Какой продукт возник на выходе? - Возник биографический сюжет, написанный в жанре повествовательной публицистики, разбитой на отдельные главы.
Книга неграмотно «срежиссирована», и читать ее неудобно. Эпизоды из биографий братьев Александра (архитектор и дизайнер) и Николая Дмитриевых переплетаются без всякой фабулы, единая канва текста иногда прерывается в самом неожиданном месте и переносит читателя в другую географию и время.
Такая публицистика, с попыткой «охудожественнить» текст авторскими эмоциями, не комфортно воспринимается читателем. Хочется узнать побольше фактов, а не красивых метафор.
Потуги авторов перемешать стили биографистики привела к появлению содержания, которое противоречит общей миссии начального замысла (сверхзадачи книги).
Получились не монография для исследователей, не увлекательное «чтиво» для читателя и не справочное издание для всех. Получилось что-то среднее между статьей в глянцевом журнале и аналитикой на канале «Культура».
Здесь нет общего исторического фона, где происходят события, нет причин и следствий поступков инженера, управленца, яхтсмена и просто хорошего человека - Николая Ивановича Дмитриева.
Для того чтобы появился исторический фон, необходимо не только накопить какую-то базу новых артефактов-источников, но и пропустить чужую жизнь через себя, погрузиться в эпоху, чтобы отстранено объяснить читателю мотивацию поступков человека.
Это трудная работа, в которой люди преждевременно стареют. Однако именно такие книги долго живут и востребованы обществом.
156 страниц текста новой биографии «Инженер Николай Дмитриев» подчинены одной цели - исправить и дополнить существующие энциклопедические статьи новыми фактами, цифрами и датами. Авторам это удалось, спасибо им за это.
Досадно за мелочность целевых установок этого издательского проекта. Подобные задачи (исправление биографических неточностей в энциклопедии) всегда решались в рамках не толстых книг, а тонких брошюр с тезисами студенческих научно-практических конференций.

Сергей ГАВРИЛОВ.