понедельник

12 ноября

2018 г.

Сообщить новость

16/10/2018 01:36

Под Покровом Пресвятой Богородицы

Andh1xa2dq8

"…Члены Николаевской областной организации ВО «Свобода» по случаю 96-й годовщины боя «черных запорожцев» провели вече в Вознесенске. Митинг состоялся на площади у Вознесенского кинотеатра. Для справки. С 6 декабря 1919 по 6 мая 1920 конный полк Черных запорожцев принимал участие в Первом зимнем походе действующей армии УНР, где отличился как наиболее боеспособная и дисциплинированная часть украинской армии. С 11 декабря1919 по 10 января1920 полк принимал участие в боях с белогвардейцами в районе Голендры, Самгородка, Ставища, Голованевска, затем с красноармейскими частями в районе Богополя, а после многокилометрового марша на восток в тяжелых зимних условиях в захвате Смелы. Достигнув Золотоноши, полк возвратился на запад в район Гайворона - Голованевска и принимал участие в захвате Бобринца, Долинской, Вознесенска, в боях под Бирзулой, Тульчином, в районе которого 6 мая армия Омельяновича-Павленко, возвращавшаяся из похода, соединилась с действующей в составе Войска Польского армией Петлюры..."

Эта заметка появилась три года назад на страничке одного из николаевских интернет-изданий и заставила о многом задуматься.
В этом году исполняется 100 лет со дня основания армии УНР, которая «выросла» из формирований сечевых стрельцов, частей - уроженцев Украины, находящихся в австрийском плену, отдельных полков действующей армии Юго-западного фронта и добровольцев.
Биография Украинских Вооруженных Сил прерывиста и дискретна, как и вся история нашей государственности. Национал-патриоты тянут возникновение национальной армии с времен Киевской Руси, вменяемые исследователи - с эпохи национально-освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого, современные позитивисты (не признающие мифологии) - с периода Украинской Народной Республики и Второй мировой войны, а современные («трезвые») историки - с 2014 года - начала российской агрессии на востоке Украины.
Противоречивые мнения солидаризовались только в одном - дате общенационального праздника, который отмечается 14 октября. На этот день выпадает целая «солянка» из праздничных дней.

«Солянка» из праздничных дней

День Украинских Вооруженных Сил установлен Указом Президента Украины Петра Порошенко за номером 806/2014 от 14 октября 2014 года как общенациональный праздник и выходной день с 2015 года.
В преамбуле президентского указа говорилось о том, что дата праздника имеет символическое значение. 14 октября 1942 года образовалась Украинская повстанческая армия , чьи традиции продолжали украинские казаки, которые боролись за независимость государства. Также в этот день проходит празднование Покрова Пресвятой Богородицы, которое имеет другое название - Казацкая Покрова. Во время Второй мировой войны многие украинские солдаты обращались к Деве Марии с молитвой о спасении и победе.
Однако самая главная мотивация появления нового общенародного праздника прозвучала с парламентской трибуны из уст спикера: «После аннексии Крыма и оккупации Донбасса армия, которая оккупировала Крым и наши земли на востоке, считает своим праздником 23 февраля - день создания Красной армии. Нам абсурдно сохранять этот символ вражеской армии, который посвящен событиям, произошедшим далеко от Украины в незапамятные времена…».
Таким образом, в один день - 14 октября - в Украине образовалась целая «солянка» из праздников. Загибаем пальцы.
1. Покров Пресвятой Богородицы - Великий праздник православных христиан.
2. День украинского казачества - установлен Указом Президента Украины Леонида Кучмы в 1999 году.
3. День защитника Отечества - инициатива Петра Порошенко.
4. Всемирный день стандартов - отмечается под эгидой ООН.
5. День рождения Украинской повстанческой армии - дата, одобренная Институтом национальной памяти Украины.
6. День Касперовской иконы Божьей Матери и т. д., и т. п. Всего 34 национальных, международных и религиозных праздника.
День защитника Отечества может легко затеряться среди других торжеств в мирное время и выйти на передний план в годы войны и затяжных вооруженных конфликтов.
Это, наверное, правильно, что День украинской армии совпадает с другими праздниками. Протестантская Европа не отмечает подобные торжества. Для них национальная армия - прежде всего, бремя налогоплательщиков, и только потом государственная функция и патриотизм.
Тем не менее в Швейцарии (оплот европейского протестантизма) три года назад правительство провело общенародный референдум. Гражданам предложили отказаться от содержания армии и «пустить военные деньги» на различные социальные программы.
98% населения проголосовало против инициативы правительства. В стране по-прежнему останется армия, и народ будет ее содержать. По прогнозам военных аналитиков, Швейцария - единственная в Европе страна, которая всего за сутки (!) может поставить «под ружье» 1 миллион обученных бойцов, и все резервисты будут знать номер своей воинской части и последующий алгоритм действий. В общем, каждый мужчина в тихой банковской стране имеет свою винтовку «под подушкой» на случай внезапной вражеской агрессии.
В Швейцарии нет Дня защитника отечества, но зато есть реальные защитники. В Германии тоже не празднуют День Бундесвера, а во Франции принято отмечать годовщину Иностранного легиона - аналог полковой вечеринки.
В Европе военные праздники носят в основном корпоративный, а не общенациональный характер.

Праздник корпоративный и общенациональный

Американский историк Говард Зинн в середине 1958 года попал в СССР и присутствовал на торжественных мероприятиях, посвященных 40-летию создания Красной Армии и Военно-Морского флота СССР.
Заокеанский профессор впечатлился увиденным. Вернувшись на родину, он написал в предисловии к одной из своих монографий: «Только диктаторские режимы способны заставить свой народ веселиться на юбилеях армии - механизма, предназначенного для убийств и разрушений. У русских много военных праздников. Они в несколько раз в году празднуют вместе с танкистами, пограничниками, моряками и даже с военными парашютистами… То, чего цивилизованные люди стыдятся, составляет для них предмет гордости и веселья…».
В Европе нет общенациональных армейских праздников, есть только военные корпораты. Ветераны отмечают день своего полка, батальона или участников миротворческих миссий.
Традиция полковых праздников выросла из географии размещения вооруженных сил внутри страны в мирное время. За примерами далеко ходить не нужно. В нашем городе с 1870 года был расквартирован Прагский 58-й пехотный полк.
До прибытия в Николаев он уже обрел славную биографию. Полк участвовал в Кавказской войне, подавлении Венгерского восстания 1848 года и понес жестокие потери при обороне Севастополя во время Восточной войны. За боевые действия в Венгрии Николай I лично пожаловал прагцам Георгиевское знамя.
Полк квартировал в Николаеве целых сорок семь лет, отвлекаясь на боевые действия в ходе последней турецкой компании, русско-японской и Первой мировой войн. За полвека пребывания в городе между жителями и военными сложились устойчивые традиции культурного общения.
Прагский полк задавал определенный ритм культурно-просветительской жизни города. Многие командиры принимали участие в организации народных чтений и литературных встреч. В офицерском собрании устраивались танцевальные и музыкальные вечера, спектакли и лекции.
Офицеры и нижние чины за годы своего пребывания собрали приличную полковую библиотеку, которая насчитывала более одной тысячи томов учебной и художественной литературы. В читальный зал допускались «цивильные посетители из дам и гимназистов».
Очень напряженная программа была у полкового оркестра. Без военных музыкантов не обходилось ни одно торжественное событие в городе.
Ежегодный праздник Прагского полка выпадал в святцах на 6 декабря - день Николая Чудотворца и вовлекал в орбиту всех жителей города. Из Санкт-Петербурга прибывали товарищи военного министра, приезжал с визитом командующий Одесским военным округом, иногда присутствовали члены царской фамилии.
Прагцы выстраивались парадным строем, зачитывались поздравительные телеграммы от императора, бывших командиров полка и офицеров-ветеранов, которые по разным причинам не могли разделить праздник со своими товарищами.
Затем торжественным маршем полк проходил по Адмиральской улице к зданию своей церкви (находилась на месте здания современной «Могилянки»). После службы офицеры отправлялись на обед в собрание, а для нижних чинов накрывали праздничные столы в казармах.
Полковые музыканты устраивали трехдневный «концертный тур» для николаевцев на бульварах, в садах трезвости и на магистратской площади.
Горожане хорошо относились к военным. Когда потребовались недостающие средства для возведения полковой церкви, была организована подписка через благотворительные спектакли, концерты и лотереи. Воинский храм был возведен на средства жителей.
Со своей стороны личный состав полка принимал участие в благоустройстве города. Нижние чины участвовали в древонасаждении скверов, бульваров и парков. В 1913-м году прагцы на средства своей казны учредили две стипендии для малоимущих в Николаевском мужском коммерческом училище имени С. Ю. Витте.
Древняя традиция корпоративных праздников существовала в империи более трехсот лет. Большевики в 1918-м запретили полковые сборища в Красной Армии, так как боялись военных заговоров.
Сегодняшняя олигархическая власть в Украине по этой же причине не торопится возрождать старую традицию. В Киеве не хотят иметь головную боль - вместо одного марша недовольных афганцев походы на столицу хорошо структурированных батальонов восточного фронта. Общенациональным армейским торжеством управлять гораздо проще, чем отслеживать полковые корпоративы.

***
Современная украинская армия еще очень молода, она не успела обрасти традициями. У боевых батальонов только-только начинает появляться «чувство локтя» - своей причастности к судьбе народа, страны и государства.
В День Покрова Пресвятой Богородицы принято молиться за живых и погибших, за вернувшихся из плена и облегчение томящихся в неволе, за невредимых и калек, за несломленных и надежду потерявших.
В этот день нужно поздравлять всех нынешних бойцов украинской армии и ветеранов Вооруженных Сил с их праздником - Днем защитника Отечества. Без вашего тяжелого труда у нас бы не было свободного Отечества.

Сергей Гаврилов. _ "Южная правда", № 114 - 115 (23888 -23889)